Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Сливки летописей
 
Садр Ад-дин Ал-Хусайни

О Сельджукских эмирах и государях
 
  
 
 
  
 


Введение
Более чем полуторавековой период существования Сельджукского государства - время, необычайно богатое событиями и важное для последующей исторической судьбы народов Среднего и Ближнего Востока. Это государственное образование - самое обширное в Западной Азии со времен Арабского государства VII в. и халифата VIII-IX вв.- появилось в результате первой крупной победы завоевательного движения огузских и других тюркских племен, возглавленного Представителями рода Сельджука, в битве при Данданакане 24 мая 1040 г.

После того как в этом сражении были сокрушены войска газневидского султана Мас"уда, завоеватели, не встречая на западе серьезной политической и военной силы, которая бы могла противостоять им, продолжали свои походы. Одна за другой области, ранее подвластные Бувейхидам, были присоединены к новому государству. Захват Багдада в 1055 г. и подтверждение халифом титула султана за Тогрул-беком - старшим в роде Сельджука - знаменовали признание государственной власти Сельджукидов в качестве верховного светского сюзерена в завоеванных странах. Дальнейшие походы Сельджукидов продолжались как 'войны за веру' и защиту ее 'чистоты' и при преемниках Тогрул-бека - Алп-Арслане и Малик-шахе. К концу Правления султана Малик-шаха (1092 г.) границы империи Сельджукидов простирались от Кашгара на востоке до Средиземного и Мраморного морей на западе, от Кавказских гор и Черного моря на севере до Йемена на юге.

Хотя период сельджукского господства отмечен новыми явлениями в экономической и социальной жизни стран Среднего и Ближнего Востока, в частности развитием новых форм феодальных пожалований, и представляет важный этап этногенетического процесса в ряде стран упомянутого региона, он все же не может считаться достаточно изученным. Причиной (8) этой является неполнота и недостаточная разработка источников по истории Сельджукского государства 2.

Ко времени возникновения Сельджукской державы в странах Ближнего и Среднего Востока существовала развитая историография на арабском и персидском языках, создавались сочинения по истории регионов и династий 3. Но у нас отсутствуют данные о том, составлялись ли какие-либо исторические сочинения специально для первых сельджукских султанов. Упоминаемые в более поздних трудах средневековых авторов такие сочинения, как Сират ал-малик Тогрул-бек ас-Селджуки, Малик-нама, Рисала-и Маликша-хиййа, Санджар-нама, "Уйун ат-таварих и другие, до нас не дошли, а у нас нет данных, которые позволили бы судить об их содержании. Для начальной истории Сельджукидов большое значение имеют сочинения представителей знаменитой семьи ас-Саби 4. Хилал ибн Мухассин ас-Саби (359- 448/970-1056) составил погодовую хронику Ta"pux ('Летопись'), завершив ее в год своей смерти 5. Сочинение Хилала ас-Саби полностью до нас не дошло. По сообщению ас-Сахави, оно состояло из сорока томов, но его материал сохранился лишь частично в труде Абу Йа"ла Хамзы ибн Асада Ибн ал-Каланиси (ум. в 555/1160 г.) Зайл Ta"pux Димашк ('Продолжение летописи Дамаска') 7.

Сын Хилала ас-Саби - Гарс ан-Ни"ма Мухаммад ибн Хилал ас-Саби (416-480/1025-1088) продолжил хронику отца, доведя ее до 479/1086 г. Сочинение Гарс ан-Ни"ма также не дошло до нас, но его текст в значительной части сохранился в труде Мир"ат аз-заман ('Зеркало времени') Сибта Ибн ал-Джаузи (581-655/1186-1257), вывезшего из Багдада в Дамаск автограф "Уйун ат-таварих ('Источники летописей') Гарс ан-Ни"маи включившего его сообщения в свой труд. Соответствующая часть последнего издана в 1968 г. турецким ученым Али Севимом. (9)

Важным источником по истории Сельджукидов является сочинение видного мусульманского ученого - знатока традиции, историка и ханбалитского проповедника Абу-л-Фараджа "Абд ар-Рахмана Ибн ал-Джаузи (507-597/1114-1200) ал-Мунтазам фи Ta"pux ал-мулук ва-л-умам ('Упорядоченный [свод] по истории владык и народов') 9. В этот труд включены сведения из не дошедших до нас сочинений по истории ранних Сельджукидов таких авторов, как Мухаммад ал-Хамадани, Хилал ас-Саби, Хибаталлах ас-Сакти и др. Ал-Мунтазам Ибн ал-Джаузи представляет собой погодовую Хронику истории халифата с 871 по 1179 г., причем к краткому обзору важнейших событий каждого года добавлено большое число некрологических заметок о выдающихся людях, умерших в этом году.

Автор знаменитого многотомного труда ал-Камил фи-т-. та"pux ('Совершенный в истории') 10 "Изз ад-Дин Абу-л-Хасан "Али ибн Мухаммад Ибн ал-Асир (555-630/1160 - 1233), хотя и не называет свои источники, пользовался, для изложения истории ранних Сельджукидов трудами предшествовавших ему историков, особенно представителей багдадской школы. Им использовано упомянутое сочинение Ибн ад-Джаузи, хотя о его авторе он говорит лишь один раз и связи с его смертью. Немало важных сведений по истории Сельджукидов имеется и в другом труде Ибн ал-Асира по истории атабеков Мосула. Наиболее ценными являются те известия Ибн ал-Асира, где он выступает как современник событий и передатчик рассказов очевидцев.

Важные сообщения по истории Сельджукского государства, почерпнутые в ряде случаев из не дошедших до нас памятников, сохранились в компилятивных сочинениях сирийских авторов - Михаила Сирийца (1126-1199) 13 и Григория (10) Абу-л-Фараджа Бар Эбрея (1226-1286) 14. Последний оставил сокращенный перевод своей сирийской хроники на арабский язык.

Особое место в историографии сельджукского периода занимает внук Ибн ал-Джаузи - Шамс ад-Дин Абу-л-Музаффар Йусуф ибн Кыз-оглу, больше известный как Сибт ибн ал-Джаузи 16. Его известное сочинение Мир"ат аз-заман фи та"рих ал-а"йан ('Зеркало времени в летописи знаменитостей') - это универсальная летопись от 'сотворения мира' до 1256 г., построенная по образцу труда его деда. В летописи сообщаются важнейшие события данного года, а затем в алфавитном порядке приводятся некрологические заметки о лицах, умерших в этом году, причем эти сообщения документируются на основании сведений из сочинений ат-Табари, Хилала ас-Саби, Гарс ан-Ни"ма, Ибн ал-Каланиси, Ибн ал-Джаузи, "Имад ад-Дина ал-Исфахани и Других авторов.

Ибн Халликан (1211-1282) пишет, что он 'видел в Дамаске список исторического труда Сибта ибн ал-Джаузи Mup"aт аз-заман, состоявший из сорока томов, каждый из которых был автографом' 17. К сожалению, большая часть томов этого сочинения утеряна и покамест изданы только восьмой том, излагающий события 495-654/1101-1256 гг. 18, и часть, посвященная времени с 448/1056-57 по 479/1086-87 г..

Одним из самых интересных повествовательных источников по истории Сельджукидов являются мемуары везира сельджукских султанов Махмуда и Мас"уда и халифа ал-Мустаршид би-ллаха - Ануширвана ибн Халида ибн Мухаммада ал-Кашани (ум. в 1138 г.). Эти мемуары были написаны на персидском языке и названы Футур заман ас-судур ва судур заман ал-футур ('Упадок времени везиров и везиры времени упадка'). Они охватывают период от царствования султана Малик-шаха (1072-1092) до смерти султана Тогрула II ибн Мухаммада (1134 г.). "Имад ад-Дин Мухаммад (11) ибн Мухаммад ал-Катиб ал-Исфахани (ум. в 597/1201 г.) перевел их на арабский язык, дополнил вводными главами о ранних Сельджукидах и дважды продолжил этот труд: первый раз - до времени перевода (1183 г.) и позже - до даты смерти последнего сельджукского султана Тогрула III (1194 г.). Это сочинение "Имад ад-Дин назвал Нусрат ал-фатра ва "усрат ал-фитра ('Помощь в усталости и убежище созданий'). Оно известно в единственной рукописи Национальной библиотеки в Париже и до сих пор не издано 20. Для читателей это сочинение, однако, доступно в сокращенном варианте, выполненном Абу Ибрахимом Фахр ад-Дином ал-Фатхом ибн "Али ибн Мухаммадом ал-Бундари ал-Исфахани (586-643/1190-1245) и названном Зубдат ан-нусра ва нухбат ал-усра ('Сливки 'Помощи" и избранное из 'Убежища"') 21. В предисловии к Зубдат ал-Бундари пишет, что он сохранит 'все исторические черты, все факты и даже лучшие перлы красноречия "Имад ад-Дина'. В. Р. Розен, проверив, как ал-Бундари выполнил свое обещание, на основе сличения фрагмента о поражении византийского императора Романа Диогена в битве при Малазгирте пришел к выводу, что 'действительно, ал-Бундари не пропустил ничего существенного, а ограничился лишь незначительными изменениями некоторых фраз'. В правление последних сельджукских султанов Ирака Арслана и Тогрула III появляются хроники на персидском языке по истории Сельджукидов, составленные лицами, состоявшими на службе у султанов. Автором одной из таких хроник - Селджук-нама - был наставник султана Арслана ибн Тогрула - Захир ад-Дин Нишапури (ум. в 1186 г.) 23. Рассказ о событиях в этом сочинении доведен до вступления на престол Тогрула III ибн Арслана (1177 г.) 24.

У этого султана находился на службе автор другого персидского сочинения по истории Сельджукидов - Абу Бакр (12) Наджм ад-Дин Мухаммад ибн "Али Раванди. Его труд Рахат ас-суду р ва айат ас-су рур ('Успокоение сердец и знамение радости') доводит изложение до 1199 г. Он основан в своей главной части (от возвышения Сельджукидов и до правления Тогрула III) на материалах Захир ад-Дина Нишапури, но для царствования Тогрула и событий после его смерти имеет самостоятельное значение 25.

Предлагаемое вниманию читателей сочинение Садр ад-Дина Абу-л-Хасана "Али ибн Абу-л-Фавариса Насира ибн "Али ал-Хусайни имеет на титульном листе рукописи название Ахбар ад-даулат ас-селджукиййа ('Сообщения о Сельджукеком государстве'), но во введении к тексту оно именуется Зубдат ат-таварих [фи] ахбар ал-умара" ва-л-мулук ас-селджукиййа ('Сливки летописей, сообщающих о сельджукских эмирах и государях') и в каталог рукопись вошла под этим названием 26.

Авторство Садр ад-Дина ал-Хусайни, его титул саййид и заглавие сочинения Зубдат ат-таварих подтверждают Камал ад-Дин Ибн ал-"Адим (1192-1262) 27 и "Ала" ад-Дин Джувайни (1225-1283) 28.

Последним событием, упомянутым в книге ал-Хусайни, является смерть атабека Узбека и прекращение династии Ильдегизидов в 622/1225 г. Но сообщение об этом находится в последней главе (по условной нумерации - 41-я). Эта глава, как и предшествующая, 40-я, производит впечатление позднейшего добавления. Они содержат краткие и отрывочные перечни - в главе 40 перечислены сельджукские султаны от Тогрула I до Санджара (пропущены Бёркийарук и малолетние султаны - Махмуд I и Малик-шах II), а в 41-й - их мамлюки, ставшие владетелями и основателями династий. Эти главы оторваны от основного изложения, и Кл. Каэн считает, что они были прибавлены позднейшим переписчиком 29. (13)

Уже при первом знакомстве с рукописью Зубдат ат-тавapux специалисты пришли к заключению, что это сочинение основано на трудах предшественников 30. Однако из источников, которыми пользовался автор Зубдат, можно точно определить лишь один - сочинение "Имад ад-Дина ал-Исфахани Нусрат ал-фатра. Автор Зубдат ссылается на Имад ад-Дина (лл. 436, 556), и сопоставление текстов позволило заключить, что для времени с 485/1092 по 547/1152 г. Нусрат ал-фатра является для него главным источником. 31

Правда, текст Зубдат ат-таварих свободен от риторических фигур и замысловатых иносказаний, свойственных садж"у (рифмованной прозе) "Имад ад-Дина, изложение в Зубдат сжато, внимание автора здесь сосредоточено почти исключительно на деятельности султанов и эмиров, характеристика везиров (основной сюжет источника "Имад ад-Дина - сочинения Ануширвана ибн Халида) занимает мало места, но содержание рассказов о событиях этих лет в обеих книгах совпадает и текстуальная зависимость от "Имад ад-Дина видна в Зубдат вполне отчетливо. Что же касается источников сочинения ал-Хусайни в части, посвященной ранней истории сельджуков, то здесь сравнение с текстами, дошедшими до нас, не позволило установить, какие сочинения были использованы.

Кроме "Имад ад-Дина ал-Исфахани, ал-Хусайни не называет авторов сочинений, упоминая лишь 'Книгу о достоинствах', везира Низам ал-Мулка (л. 40а), не известную нам из других источников.

Кл. Каэн предполагает, что Зубдат ат-таварих ахбар ал-умара" ва-л-мулук ас-селджукиййа - сложная компиляция, в создании которой отразился труд трех (или, по меньшей мере, двух) составителей. "Али ибн Насир ал-Хусайни является составителем лишь первой части, возникшей около 560/1164 г. Автором части, посвященной событиям после 547/1152 г., является неизвестное по имени лицо. Этот автор жил на северо-западе Ирана и располагал оригинальной информацией. Возможно, он был близок к окружению султана Тогрула III ибн Арслан-шаха 32.

Предположения Кл. Каэна относятся к вопросу о вероятных источниках Зубдат ат-таварих. Рассматривая же книгу в целом, отметим, что она объединена замыслом ее составителя - представить вкратце историю Сельджукидов со (14) времени возникновения их державы и до гибели последнего государя династии. На всем протяжении Зубдат эта цель составителя проведена довольно последовательно - 'вставных' рассказов в книге немного. Кроме того, во всем тексте книги наблюдаются общие черты в терминологии, а также в титулатуре султанов, везиров, эмиров и др., в частности, султаны и везиры именуются таковыми еще тогда, когда они не занимают престола или должности 33. Некрологические заметки, включенные в Зубдат, касаются почти исключительно султанов. Как видно, составитель книги не ограничивался механическим объединением сообщений своих источников, а отбирал и редактировал материал. В самом названии книги - Зубдат ('сливки', 'отборная часть') отразился ее 'жанр' - изложение избранных мест других сочинений. Составитель нашего памятника, вероятно, имел их под рукой, так как приводит немало дат. В одном случае, правда, дата одного и того же события приведена по-разному: это год рождения султана Санджара (на л. 37а указан 477 г. х., на л. 69а - 479 г. х.). Но противоречивых сообщений из-за механического объединения сведений разных источников в Зубдат почти нет. Не лишено вероятности, что составление и редактирование Зубдат ат-таварих на основе различных источников в том виде, в котором книга дошла до нас,- плод труда одного лица. Мог ли быть этим составителем и редактором нашего памятника названный в начале книги Садр ад-Дин Абу-л-Хасан "Али ибн Насир ал-Хусайни? Ал-Хусайни известен нам как переписчик рукописи знаменитого сочинения ал-Газали Тахафут ал-фаласифа: из приписки выясняется, что он завершил эту работу 25 раби I 555 г. х. (5 апреля 1160 г.) 34. Кроме того, известно, что некий саййид Садр ад-Дин, по всей вероятности, идентичный ал-Хусайни, был автором недошедшей до нас книги Ta"pux-u хорезмшахи 35. Такой труд был скорее всего предпринят в пору могущества государей из династии хорезмшахов, не ранее 70 годов XII в. Поэтому предположение о принадлежности Али ибн Насиру ал-Хусайни лишь первой (15) части Зубдат не является, по нашему мнению, единственно вероятным. Не исключается, что ал-Хусайни, переписав в молодости сочинение ал-Газали, уже на склоне лет составил хронику Сельджукидов, доведя ее до 590/1194 г. Черты компиляции, как мы видели, выражены ярко именно в первой части Зубдат; что же касается второй, то здесь составитель располагал сообщениями современников событий, а возможно, и собственной информацией. Две последние главы книги носят характер позднейшего добавления и, даже если признать Садр ад-Дина автором второй части книги, ему не принадлежат.

Не являясь оригинальным источником во всех своих частях, Зубдат ат-таварих тем не менее содержит много важных и интересных сведений, отсутствующих в других источниках по истории Сельджукидов. Особенно ценны известия Зубдат для восстановления событий второй половины XII в.- Периода, названного В. В. Бартольдом 'самыми темными (Страницами мусульманской истории'. Мы встречаем у ал-Хусайни уникальные известия об атабеках Азербайджана из династии Ильдегизидов и их взаимоотношениях с сельджук-скими султанами, свидетельства о грузино-ширванском союзе против атабеков и сельджукских военных сил. Для истории Закавказья и Северного Ирана конца XII в. сочинение ал-Хусайни- один из основных источников, наряду с трудами Имад ад-Дина ал-Исфахани, Ибн ал-Джаузи, Ибн ал-Асира, Раванди. Для этого периода данные Садр ад-Дина представляют собой информацию 'из первых рук'. Однако и первая часть Зубдат, являющаяся безусловной компиляцией, содержит известия, не имеющие прямых параллелей в других памятниках, в частности ценные сведения о войнах Алп-Арслана в Закавказье, а также сообщает иногда подробности событий, как, например, в описании сражения при Малазгирде в 1071 г. Поскольку Зубдат ат-таварих - сочинение, основанное на различных материалах, отношение его составителя (и вероятного автора второй части) к событиям и его взгляды проявляются своеобразно. Наблюдения над текстом позволяют выявить лишь преимущественные интересы автора и отдельные особенности изложения. Внимание ал-Хусайни на протяжении всего сочинения обращено главным образом на действия султанов. О везирах он пишет сравнительно немного, Здесь его привлекают лишь выдающиеся фигуры, такие, как Низам ал-Мулк, ад-Дарказини, везир халифа "Аун ад-Дин. Что касается эмиров и местных владетелей, то освещение их деятельности порою занимает значительное место, но речь идет лишь о тех из них, кто оказывал влияние на судьбы государства и династии. Ал-Хусайни обходит события, связанные (16) с религиозными конфликтами 36: у него очень мало сведений об исмаилитах, о столкновениях между различными религиозными группировками и представителями различных мазхабов в городах. Иначе говоря, ал-Хусайни редко отклоняется от основной линии изложения - истории династии 37.

Следует отметить также отличие в структуре и в сюжетах повествования между первой и второй частями Зубдат. Первая часть, излагающая историю 'Великих Сельджуков' до Санджара включительно, а также историю современников Санджара - сельджукидов Ирака, занимает около половины всей рукописи (53-54 листа из 112), но она разделена на 30 глав. Большая часть этих глав содержит рассказы об отдельных эпизодах деятельности султанов, некрологические заметки о них, но встречаются и отступления - сообщения о смене халифов (как правило, они не выделены в отдельные главы), глава о "амиде Хорасана Мухаммаде ибн Мансуре ан-Насави -единственная, повествующая об одном из крупных чинов, и др.. О событиях царствований последних сельджукских султанов ал-Хусайни пишет в виде связного повествования, и каждая глава представляет собой рассказ о главных политических и военных конфликтах царствования, причем на 50 листов рукописи приходится всего 9 глав и изложение не производит впечатления отрывочности. Такое различие в структуре обеих частей Зубдат ат-таварих, разумеется, следствие разницы в характере информации, которой располагал составитель.

История изучения Зубдат ат-таварих связана с деятельностью ряда востоковедов. Первую заметку о сочинении опубликовал в 1886 г. М. Т. Хаутсма, получивший копию рукописи от В. Райта 38. По просьбе В. Р. Розена В. Райт прислал ему несколько извлечений из сочинения ал-Хусайни, в том числе рассказ о поражении Романа Диогена в битве при Малазгирде 39. В. Р. Розен и М. Т. Хаутсма высказывали пожелание, чтобы В. Райт, переписавший рукопись, издал (17) ее, но, насколько известно, он не предпринял подготовки издания. Сам М. Т. Хаутсма - издатель 'Сборника текстов, относящихся к истории Сельджукидов', выросшего в серию публикаций, отказался от издания Зубдат и мотивировал свой отказ тем, что сочинение ал-Хусайни ничего нового по-истории Сельджукидов не дает, за исключением сведений о 'последних годах существования Иракского сельджукского султаната, а весь остальной материал сочинения - сокращение труда "Имад ад-Дина ал-Исфахани 40. В 1908 г. было издано сочинение Ибн ал-Каланиси по истории Дамаска, но важное и для истории Сельджукского государства в целом. Его издатель X. Ф. Амедроз в примечаниях использовал материал неизданных сочинений, в том числе и труда ал-Хусайни 41.

Текст сочинения детально исследовал немецкий ориенталист К. Зюссхейм, опубликовавший работу о нем 42 и объявивший о намерении издать текст ал-Хусайни и немецкий перевод его 43. Однако впоследствии это намерение К. Зюссхейма не было осуществлено.

Сочинение Садр ад-Дина ал-Хусайни впервые издал профессор Пенджабского университета в Лахоре Мухаммад Икбал в 1933 г. 44. При подготовке текста М. Икбал использовал кроме рукописи Британского музея труд "Имад ад-Дина ал-Исфахани в сокращении ал-Бундари, но там, где изложение ал-Хусайни не связано с "Имад ад-Дином, издателю пришлось довольствоваться при исправлении текста вероятными конъектурами. Следует отметить, что они вносились с большой осторожностью. Чтение имен собственных и географических наименований исправлялось на основе текста других изданных источников, и при этом приводился вариант рукописи, но иногда имена и названия оставлены без исправлений из-за отсутствия данных.

В 1943 г. профессор Анкарского университета Неджати Лугал предпринял перевод сочинения Садр ад-Дина ал-Хусайни на турецкий язык 45. В этом переводе, выполненном по изданию М. Икбала, стихотворные включения оставлены (18) без перевода, допущен ряд неточностей в передаче имен собственных и географических названий.

Материалы сочинения ал-Хусайни широко использованы в работах В. Ф. Минорского 46, Р. К. Кикнадзе 47, Н. Н. Шенгелия 48, К. Э. Босворта 49 и других исследователей. Автором этих строк опубликован перевод сообщений ал-Хусайни, относящихся к истории взаимоотношений Грузии и Ширвана и государства атабеков Азербайджана 50.

Предлагаемый вниманию читателей перевод сочинения Садр ад-Дина ал-Хусайни на русский язык выполнен по рукописи Британского музея 51 с учетом издания Мухаммада Икбала. Памятник является ценным источником по истории государств Средней и Центральной Азии (Сельджукидов, Газневидов, Караханидов, хорезмшахов), Закавказья (государства атабеков Азербайджана, ширваншахов, Грузии), Ирана (государства атабеков Фарса, владения сельджукских эмиров и др.) и Ирака (Багдадского халифата, государства атабеков Мосула) и освещает события сравнительно мало изученного периода.

Арабские и персидские имена, термины и названия приведены в транслитерации согласно 'Правилам издания серии 'Памятники письменности Востока"', но без диакритических знаков и с отступлениями для некоторых терминов и названий, вошедших в обиход в старом написании. Тюркские имена переданы в соответствии с 'Древнетюркским словарем'.

* * *

Публикуемая книга является первым опытом перевода на русский язык полного текста источника по истории Сельджукского государства. Вероятно, к переводу Ахбар ад-даулат ас-селджукиййа будут обращаться не только востоковеды, которым доступны тексты сочинений по истории Сельджукидов на арабском и персидском языках, но и читатели, которых привлечет к книге интерес к прошлому народов Закавказья, (19) Средней Азии, стран Ближнего и Среднего Востока. В связи с этим представляется необходимым остановиться на вопросе о достоверности информации, содержащейся в труде Садр. ад-Дина ал-Хусайни.

Хотя автор книги пользовался источниками информации,. общими с Ибн ал-Асиром, использовал непосредственно книгу "Имад ад-Дина ал-Исфахани и, по всей видимости, сочинения других авторов, в его труде в большей мере, чем в сочинениях указанных авторов, встречаются сведения, восходящие в конечном итоге к устной традиции. Речь идет не только о рассказах первых глав книги, повествующих о Токаке и Селджуке: в данном случае и другие арабские и персидские историки воспроизводили сказания, дошедшие в устной передаче. Легендарные сообщения нашли отражение в рассказах о завоевательных походах сельджукских султанов. Алп-Арслана и Малик-шаха в Закавказье и византийские Нападения (ар-Рум). Нельзя, в частности, принимать на веру сообщение о массовом принятии ислама христианским населением двух округов страны ар-Рум (л. 23а), рассказ о. встрече со стариком, обращенным в ислам во времена халифа ал-Му"тасима, т. е. за 240 лет до описанных событий (л. 27а). Если в этих сообщениях можно предполагать лишь преувеличение и видеть в их основе какие-то реальные факты, то известия о двух крепостях в округе Шаки, построенных из 'железных плит, скрепленных медными гвоздями' (л. 25б), о завоевании города, в котором жил Нимруд (л. 27а), следует признать явно легендарными. Следует заметить, что подобные рассказы стоят рядом с сообщениями, достоверность которых не вызывает сомнений. Определенное влияние устной традиции ощущается и в сообщении о победе Алп-Арслана при Малазгирте (глава 13). Здесь и в сообщении о действиях Малик-шаха (л. 41а) проявилось стремление автора прославить успехи сельджуков в борьбе с Византией - важнейшим оплотом христианства.

В книге ал-Хусайни встречается также беглое, упрощенное изложение событий. Так, описание междоусобной борьбы после смерти султана Малик-шаха неполно и содержит отдельные неточности. Рассказ о правлении султана Санджара (глава 30) также отрывочен и не свободен от ошибок в изложении, обнаруживающихся при сопоставлении с другими источниками. Создается впечатление, что для автора события до 30-40-х годов XI в. были 'делами давно минувших дней', о которых он считал возможным сообщать сравнительно кратко. Лишь для периода правления султанов Тогрула (1132-1134), Мас"уда (1134-1152) и последующих султанов и атабеков Илдегизидов изложение ал-Хусайни достаточно подробно, хотя и здесь жанр Зубдат не доставлял автору (20) возможностей столь подробного описания событий, .какое мы встречаем у Ибн ал-Асира, излагавшего их погодно.

Неполнота и фрагментарность сообщений ал-Хусайни и наряду с этим отсутствие шереводов основных источников по истории Сельджукского государства побудили нас включить в комментарий не только ссылки на известия о тех же событиях в разных источниках, но и переводы отдельных извлечений из трудов Ибн ал-Асира, Сибта Ибн ал-Джаузи и других средневековых авторов, в том числе и неарабских. Это привело к некоторому расширению объема комментария, который помимо других задач имел целью обратить внимание читателя на свидетельства, дополняющие рассказы Садр ад-Дина и, при необходимости, оценить их полноту и достоверность.

Текст воспроизведен по изданию: Садр ад-Дин Али ал-Хусайни. Ахбар ад-даулат ас-сельджукийа. М. 1980



САДР АД-ДИН АЛ-ХУСАЙНИ

СООБЩЕНИЯ О СЕЛЬДЖУКСКОМ ГОСУДАРСТВЕ, СЛИВКИ ЛЕТОПИСЕЙ, СООБЩАЮЩИХ О СЕЛЬДЖУКСКИХ ЭМИРАХ И ГОСУДАРЯХ

(л. 1б) Во имя Аллаха, милостивого, милосердного! Господь наш, сопроводи нас своею милостью и устрой для нас в нашем деле прямой путь!

Рассказал эмир саййид великий и почитаемый имам Садр ад-Дин Абу-л-Хасан "Али сын почитаемого имама саййида мученика за веру Абу-л-Фавариса Насира ибн "Али ал-Ху-сайни, да благословит его Аллах, в своей книге, которую он назвал Зубдат ат-таварих [фи] ахбар ал-умара" ва-л-мулук ас-селджукиййа.

[ГЛАВА 1.]

Рассказ [о начале выступления сельджуков]

Первый из них, кто принял ислам, был эмир Токак 1, а Токак на тюркском языке [означает] 'железная стрела'. Токак был муж доблестный и обладал предусмотрительностью и умением управлять. Владыка (малик) тюрок вручил ему бразды правления, а [сам] сиял, лишь [отражая свет] от светильника его мысли и распорядительности. Владыку тюрок звали Йабгу 2. Однажды он собрал свои войска для похода в страны ислама. Эмир Токак удерживал его от этого, но владыка тюрок Йабгу выказал противодействие. Тогда Токак, продолжая настаивать на своем, ударил владыку тюрок по лицу 3. Владыка приказал схватить его и заковать в цепи. Эмир Токак укрепился [и своей решимости] и стал искать защиты [у Аллаха].

[Люди Йабгу] ушли от Токака и отвели владыку в его жилище, где он укрылся, словно гиена и логове, и стал сомневаться в своем замысле и в своем распоряжении. Он решил пойти в дом эмира Токака и снискать его расположение.

Владыка тюрок Йабгу скрывал и душе раздражение (л. 2а) до самой кончины эмира Токака. но когда эмир Селджук - сын эмира Токака достиг зрелости, владыка тюрок вручил ему командование войском (имарат ал- джайш) [24] и дал ему титул сю-баши - это на их языке значит 'предводитель войск' 4.

Жена владыки тюрок часто побуждала своего мужа к тому, чтобы он остерегался эмира Селджука ибн Токака, и запрещала мужу давать ему волю и укреплять его силу. [Эта] женщина не скрывалась от эмира и однажды сказала своему мужу: 'Царство - бесплодно 1а, оно не терпит соучастия. Родник царства не будет для тебя чист, пока ты не убьешь Селджука, и утро твоего государства не засияет, если ты не дашь ему испить из чаши смерти. [Ведь] он скоро вытеснит тебя из твоей столицы и постарается погубить тебя' 5. Это [было сказано так], что Селджук видел и слышал, и эмир Селджук оседлал коня и направился со своими конными и пешими войсками в страну ислама 6 и был осчастливлен принятием ханифитского [толка] веры 7.

Он избрал [для поселения] области Дженда, изгнав оттуда "амилей, [посланных] безбожными 8, и утвердился там.

Эмир Селджук жил сто лет 9. Однажды ночью он увидел во сне, что мочится на огонь, искры которого рассыпаются в стороны востока и запада Земли. Он спросил [об этом] толкователя, и тот ответил: 'В твоем роду появятся цари (мулук), которые завладеют дальними странами'.

Эмир Селджук умер в Дженде и оставил после себя сыновей-эмира Мика"ила, эмира Мусу, эмира Йабгу-Арслана, которого звали Исра"илом 10. Местом поселения этих эмиров были Мавераннахр и местность иод названием (л. 2б) Нур-и Бухара 11.

Эмир Мика"ил ибн Селджук находился на службе у султана-гази Йамин ад-Даула Абу-л-Касима Махмуда ибн Себюк-Тегина 12 - да будет Аллах милосерден в прощении его грехов!

Случилось так, что, когда султан Йамин ад-Даула Махмуд ибн Себюк-Тегин на пути в Бухару переправлялся через реку Джейхун, чтобы прийти на помощь Кадыр-хану, он встретил поселения племени, известного под названием 'ал-кынык', и его шатры. Ему показалось, что их число велико, а количество скота - несметно, и он испугался неприятностей и стал остерегаться ущерба [от них]. Он призвал к себе их предводителя эмира Мика"ила ибн Селджука и приказал ему уйти с его семьей и его племенем в Хорасан 13.

Эмир Мика"ил выказал непокорность и не пожелал переселяться. Это вызвало гнев султана Йамин ад-Даула Махмуда ибн Себюк-Тегина, н он приказал схватить его и знатных [25] лиц его племени (каум). Он повелел также выселить его соплеменников силой. Тогда хаджиб Арслан 14 сказал: 'Я вижу, что эти люди обладают силой и мощью. [Мой] совет - отрезать большой палец каждому из них, кто переправится [через реку], чтобы обезопасить [себя] от их вреда и не бояться их вероломства'. Тогда султан сказал ему: 'Как можно совершить такое с мусульманами, которые не совершили явного преступления? Поистине ты совершенно бессердечен!'. И когда они переправились через реку и расселились в Хорасане, султан Махмуд ибн Себюк-Тегин освободил эмира Мика"ила и с почетом отправил (л. 3а) его к ним.

[Мика"ил] стал близким к "амиду Хорасана по имени Абу Сахл 15. "Амиду он подарил трех скакунов, десять верблюдов бухти и триста голов овец и просил его поселить их (сельджуков) на одном из пастбищ Хорасана. "Амид разрешил им поселиться на пастбище Данданакан 16, и они поселились там.

В [месяце] раби" II 422 1б года скончался султан-гази Йамин ад-Даула Абу-л Касим Махмуд ибн Себюк-Тегин-да смилостивится над ним Аллах! Он сожалел о том, что поселил в своей стране тюрок - спутников потомков Селджу-ка. Он опасался их и был недоволен тем, что [они заняли] это место 17.

Когда умер султан Махмуд, властителем стал его сын Абу Са"ид Мас"уд ибн Махмуд ибн Себюк-Тегин. Он послал против них (тюрок) войска из Газны, которые напали на них. Тюрки были разбиты: часть их была захвачена в плен, многие убиты. Был схвачен их главный предводитель, которого называли эмиром Йабгу-Арсланом, а его [родовое] ими [было] Исра"ил ибн Селджук. Его отправили в Газну и заточили в одной из крепостей, где он и умер. После него осталось два сына - одним из них был Куталмыш 18.

После этого они (тюрки) хотели умилостивить Мас"уда, но он не стал благосклонен к ним, они просили помощи, но он не оказал ее им. Тем временем их заложников удерживали, и их тюрьма оставалась крепкой. Они пили из чаши отчаяния, среди них возникла вражда, и на них стал посягать даже тот, кто не был в состоянии защитить себя. А султан Мас"уд инбн Махмуд ибн Себюк-Тегин направил к ним шихна (л. 3б) Туса, чтобы прогнать их стада 19.

После этого умер эмир Мика"ил ибн Селджук, оставив сыновей - эмиров [Эрташ]-Йабгу, Чагры-бека Да"уда 20 и Тогрул-бека Мухаммада. И [их] племена, [и другие] тюрки сплотились вокруг Тогрул-бека, который был старшим из сыновей своего отца 21.[26]

Когда султан Мас"уд ибн Махмуд ибн Себюк-Тегин услышал, что их могущество возросло и они стали завладевать страной, он, словно вихрь, двинулся на них и прибыл в Нишапур 22. Его везир сказал ему: 'Склони [на свою сторону] сердца сельджуков деньгами и подарками и соблазни их Насой и ее округами, рибатом Фаравы и другими [местностямн]'. Султан Мас"уд ибн Махмуд обвинил везира в склонности к сельджукам и заковал его в цепи.

Затем султан снарядил войско, назначил его [сипах]саларом салара Бектогды-хаджиба23 и послал против сельджуков. Когда войско приблизилось к ним, сельджуки обратились в бегство, покинув свои шатры, утварь и имущество на месте стоянки, и укрылись в пещерах и ущельях. А в то время как войска султана Мас"уда ибн Махмуда грабили это имущество, сельджуки вышли из мест укрытия, засыпали их стрелами и пустили в ход клинки. Войско султана было разбито и бежало в Нишапур 24.

Затем прибыли посланцы эмиров, и везир стал просить у султана милости. Султан послал [к сельджукам] кади [Абу Насра] ас-Сини и оказал им честь, [одарив] почетными одеждами и [передав] им области. Область Дихистана он выделил эмиру Чагры-беку Да"уду (л. 4а), а область Фаравы - Йабгу, и каждого из них титуловал дихканом 25.

Однако они отнеслись с пренебрежением к послам и почетной одежде 26. А Тогрул-бек сказал своему катибу: 'Отпиши султану, что ответом ему будет [только] "даруешь"'. И тот написал в конце письма: 'Скажи: ,,О Боже, царь царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, от кого пожелаешь, и возвеличиваешь, кого желаешь, и унижаешь, кого желаешь. В Твоей руке - благо: Ты ведь над каждой вещью мощен!"'1г. И удивились люди его словам.

Когда письмо прибыло к султану, он оставил эмира с 3 тысячами конных [воинов] в Нишапуре в подчинении [са-хиб-дивана 27 Абу-л-Фадла ас-]Сури и приказал ему расходовать на них [суммы] из хараджа Нишапура и его округов. Затем, в субботу 19 зу-л-ка"да 426 года 1г султан направился в Герат, а потом выехал в Балх, где передал должность эмира хаджибов Сю-баши 28.

После этого стали прибывать к султану письма [ас-]Сури. [В них он сообщал], что сельджукские эмиры не допускают к себе сборщиков хараджа. Но султан не обратил внимания [на весть] и пренебрег этим 29.

Затем султан направил эмира хаджибов Сю-баши с 10 тысячами всадников в Хорасан и приказал "амиду [ас-]Сури [27] обеспечить его войска 30. После этого в субботу в начале раджаба 427 года 1д султан выехал из Балха, направляясь в Газну. В праздник жертвоприношения 31 он был в Газне. Здесь он передал управление Индией своему сыну эмиру Мадждуду, а другого сына, Маудуда, снарядил в Балх, поручив ему управление Балхом и Тохаристаном 32.

(л. 4б) Султан выехал из Газны и 4 мухаррама 428 года 1е прибыл в Текинабад. Затем он назначил Шах-Малика ал-Джанди 33 правителем области Хорезма, и тот направился в Хорезмскую страну. Здесь его встретил Исма"ил 34 - сын хорезмшаха, и они вступили в борьбу друг с другом. Война между ними продолжалась два месяца. Исма"ил был разбит и нашел убежище у сельджукских эмиров.

После этого "амид Абу Сахл ал-Хамдуни вместе с Таш-Фаррашем отправился в Исфахан во главе войск, которые [числом] могли бы заполнить землю и разместиться по всей се длине и ширине. Малик "Ала" ад-Даула Абу Джа"фар [Мухаммад ибн Каку] был разбит этими войсками, а его казна и дворец разграблены 35.

Шайх ал-хаким Абу "Али Ибн Сина 36, да смилостивится над ним Аллах, был везнром "Ала ад-Даула. Воины Таш-Фарраша разграбили библиотеку Абу "Али Ибн Сины, н большая часть его сочинений и книг была перевезена в книгохранилище Газны. [Книги] находились здесь до тех пор, пока их не сожгли слуги 'владетеля гор' ал-Хусайна ибн ал-Хасана 37.

[ГЛАВА 2.]

Сбор войска Сю-баши для похода против сельджукских эмиров

После [описанных событий] везиры и эмиры стали упрекать султана в том, что он мало заботился о Хорасане и пренебрег делом сельджукских эмиров. Это, [мол], придает им смелости и побуждает их посягать на владение Газны 38. Тогда султан снарядил войско и назначил его предводителем Сю-баши. Однако тот был труслив, как воробей, и остался на некоторое время в Нишапуре. Все дороги были перекрыты (л. 5а), и прекратилась [доставка] припасов караванами, из-за того что на окраинах [царило] замешательство, а другие местности были захвачены сельджукскими эмирами.[28]

Когда эмир Чагры-бек узнал о том, что мусульмане испытывают затруднения из-за повышения цен [на продукты], он вернулся в степь Баварда 39, сменив стесненную жизнь на счастье и благополучие.

Султан Мас"уд ибн Махмуд ибн Себюк-Тегин намеревался отправиться в Хорасан, но ему помешал [сделать это] недостаток корма [для коней]. Зимний сезон он провел в Бусте и Текинабаде, а Сю-баши укрылся в Герате 40.

Затем эмир Чагры-бек неожиданно совершил набег на Мерв и остался там. Сю-баши с огромным войском за три дня добрался до Мерва. Эмир Чагры-бек потерпел поражение и отступил к Андхуду н Шабуркану. Па пего напал эмир Гузганана, но Чагры-бек разбил его и рассеял его войска. После поражения эмир Гузганана был найден убитым 41. Когда весть об этом дошла до слуха Сю-баши, он потерял покой и сон н страна для него стала тесной.

Войска сельджуков распространились во все стороны Хорасана. Сю-баши 2а стал засыпать султана письмами, наполненными мольбами о помощи. Султан ответил Сю-баши: 'Я назначил тебя в области Хорасана, чтобы ты отгонял птиц от его пальм и мух от его меда. Объезжай Хорасан, как [должно] объезжать вали, и тогда подданные тебе покорятся, как парша тому, кто мажет мазью!' 42.

Сю-баши прошел в Нишапур, но там нельзя было найти провизии ни днем ни ночью, и он отправился в Дихистан, оставив (л. 5б) в Нишапуре человека, которого называли ал-хаджиб Ма"руф 43. Этот чисто вымел Хорасан метлой поборов и не оставил ни у кого даже десятой доли урожая.

Сю-баши написал султану: 'А затем. Эти сельджукские эмиры такие люди, что лезвия их мечей так же [остры], как их языки. Острые мечи открывают для них укрытия в земле и [недоступные] чащи. А тебя отвлекли от того, чтобы подстричь им когти в начале их дела, твоя любовь к вину, музыке и пению. Государство стало дряхлым, и нет средств, чтобы лечить того, кого постигла старость. Вред твоих советчиков - их слово, и для тебя [было бы] похвальнее оглохнуть, [чем слушать их]. Зло при появлении-невелико, а скакуна [сразу] видно по его бегу. Недостоин быть государем тот, кто увлечен прозрачностью вина в кувшине и тем, что подпевает певцам. Сельджуки - это люди, сердца которых укрепились и воспитались в сражениях. Они издавна были в числе наших немощных мамлюков, но Карун был из народа Мусы - благословение Аллаха над ним!-а затем покушался на него 2б. Они-бродяги, хотя их имущество [29] обильно. Они не обращают внимания на смерть и гибель, которые грозят им. От копий и стрел [в их руках] пути к ним [стали] тесны. У них есть герои, которые приветствуют 44 смерть, как будто они не из рода людского'.

Когда султан прочел послание Сю-баши, он пришел в смятение и обеспокоился. Затем факихи Мерва запросили у сельджукских владык (мулук) 2в гарантии безопасности, и в те удовлетворили просьбу законоведов, оказав им помощь, и [стали] оберегать их под крылом правосудия 2в и справедливости.

Тогрул избрал для себя Нишапур, Чагры-бек Да"уд- Мерв и то, что [расположено] за горным проходом (л. 6а). В первую пятницу раджаба 428 года 2г жители Мерва провозгласили хутбу с именем Чагры-бека 45.

Когда засияло лицо весны, Сю-баши оседлал коней, чтобы двинуться на Мерв, а затем в Мерв прибыл малик Чагры-бек и обратился к его жителям; 'Что с вами и каковы паши мысли [о том, что происходит] ?'. И все ответили тем, что его обрадовало, проявив свое повиновение и любовь, и он выступил из Мерва. Оба отряда встретились у ворот Сарахса, и в понедельник 6 ша"бана 428 года 2д, едва успело взойти солнце, как [войско] Сю-баши было разгромлено 46. [Сам] Сю-баши спасся [бегством] в Герат. Малик Чагры-бек Да"уд преследовал его до среды 2е и возвратился победителем в Тус, где его встретили вельможи Нишапура 47. Там он отдыхал несколько дней. [После этого] Тогрул-бек принял лакаб ас-Султан ал-му"аззам Рукн ад-Дунйа ва-д-Дин Абу Талиб 48.

Затем малик Чагры-бек направился в сторону Герата, и Сю-баши [снова] был разбит. Когда он добрался до Газны, султан обрушил на него гнев и 'бич наказания' 2ж и заставил его испытать унижение, не подняв перед ним завесу. Султан сказал ему: 'Ты погубил войска и сделал мутным источник,. [из которого черпались] доходы за три последних года. Дошло до того, что доход владений стал достоянием врагов победоносной державы'.

Сю-баши ответил: 'Как может врач обратить старца в юношу и каким образом смог бы путник превратить мираж в воду? У каждого государства [есть время] величия, и после каждого света наступает мрак. Для каждого дня - сноп люди, и у каждого времени-свой властитель. Я тот, кого ты назначил сю-баши и [оставил] между спрятавшимся [30] [в засаде] львом и бушующим морем. Если я направлюсь ко льву - он растерзает меня, а если окунусь в море - утону в нем. А позади меня - твой пылающий гнев: как только я отступлю - ты сожжешь меня! (л. 6б). А ты, о султан, мог шествовать по времени любым [путем] - ровным или бугристым, и когда тебе подчинилась держава, ты хотел в царстве части [чего-либо], а получал целое' 49.

Тогда султан собрал свои войска, которых было так много. что если бы они метнули [стрелы] в опоры века, то те обрушились бы, а если бы стали грозить движению времени, оно пустилось бы бегом. У султана было сто слонов, подобных горам, устремившимся ввысь. Он раскрыл двери сокровищниц и выдал своим войскам запасы денег и [после этого] прибыл в округ Балха, закрыл ворота [крепости] и приготовился к сражению 50.

Малик Чагры-бек Да"уд устремился в округ Балха и осадил султана в Балхе. Он бросился на войска Газны словно хищный орел. Воспользовавшись оплошностью жителей, однажды ворвался в Балх с [небольшим] отрядом своих гулямов и всадников и увел самого большого слона, стоявшего у дверей султанского шатра 51, вместе с его погонщиками.

Султана одолела забота, отнявшая у него покой: как только он выйдет из города, малик Чагры-бек 2з и Йабгу ждут его с войсками неподалеку, а если султан останется в городе, то Чагры-бек и 2з его войска окружат его там. И султан пребывал в таком положении в течение полных двух лет.

Наконец в начале рамадана 429 года 2и султан отошел от Балха. С ним было 100 тысяч всадников, нс считая личной гвардии и [разного] сброда. Он прошел в Гузганан и, схватив тамошнего вали, назначенного сельджуками, казнил его и склонил [на свою сторону] подданных 52.

А малик Чагры-бек шел вслед [за султаном] до тех пор, пока тот не прибыл в округ Мерва. Во время праздничных торжеств сюда же пришел и (л. 7а) Чагры-бек. Султан вышел ему навстречу, но Чагры-бек, [не приняв боя], укрепился в Сарахсе, где к нему присоединились султан Тогрул и йабгу. Султан "[Мас"уд], стучась в ворота примирения, направил к ним послов. Тогда ко двору султана прибыл эмир Йабгу и тот вручил эмиру почетные одежды, ослеплявшие взоры 53.

Султан Тогрул сказал малику Чагры-беку: '[Наши] люди не даруют султану мир и прощение, после того как была пролита кровь и в сердцах утвердилась злоба. У нас такие [31] всадники, что для них страна [стала] тесной, а у султана-такие войска, единственное убежище которых - бегство'.

Султан Мас"уд вернулся в Герат, а малик Чагры-бек [ушел] по дороге [к] Мерву, и с ним стал сражаться мервский сброд. Они семь месяцев не открывали перед ним ворот [города], а потом знатные лица Мерва пришли к Чагры-беку бледные, и он не оставил у них 'ни клыка, ни когтя'. Они бежали, рассеявшись на севере и на юге, и увидели воочию, что государство Мас"уда исчезло.

Когда эта весть дошла до слуха султана Мас"уда ибн Махмуда ибн Себюк-Тегина, в его сердце загорелся огонь злобы, и он, оставив Герат, направился к Нишапуру. Султан Тогрул бежал из Нишапура, а малик Чагры-бек разорил , окрестности Мерва и его селения 54.

Когда султан Мас"уд ибн Махмуд ибн Себюк-Тегин прибыл из Нишапура в Сарахс 55, он как-то ночью увидел сон, будто у него из глаза идет дым, а [сам] глаз разбит до крови. Он проснулся [той] ночью и заплакал, потеряв надежду [сохранить] свою жизнь и царство. Он понял, что государство прощается с ним, и желания покинули его (л. 7б).

Затем султан Мас"уд ибн Махмуд ибн Себюк-Тегин направился в сторону Мерва, и оба войска встретились у ворот Данданакана.

Султан думал, что малик Чагры-бек не устоит перед ним. А когда малик Чагры-бек выказал стойкость, султан раскаялся в том, что не предусмотрел этого затруднения. Среди султанских войск возникли раздоры, одна часть войск стала уничтожать другую, одни грабили имущество других..

Когда малик Чагры-бек увидел такое положение [войск султана], он бросился на них в то время, как они боролись и соперничали друг с другом, и копыта [его коней] ступали только по разбитым кольчугам и расколотым черепам.

Султан и его войска были разгромлены и бежали 56. Султан ускакал по дороге на Рудбар 57. С ним была только сотня всадников, и погоня преследовала его: один из всадников. малика Чагры-бека чуть не настиг его, но султан ударил его мечом, рассек на две части, и тот остался на дороге. Другие всадники Чагры-бека, видевшие это, отстали, прекратив преследование султана.

Малик Чагры-бек с его войсками в течение трех дней не сходил с коней и выжидал на месте [боя]. А когда [ему] перестали грозить бедствия перемен, он вошел в шатер султана Мас"уда ибн Махмуда ибн Себюк-Тегина и сел на его трон. Он разделил добычу между своими войсками, даровал своей стране [освобождение] от хараджа за один год, восстановил [разрушенные] селения и отпустил пленных 58. А султан [Мас"уд] перебрался в Газну.[32]

Сражение у ворот Данданакана произошло в четвер 8 рамадана (л. 8а) 431 года 2к

Когда султан прибыл в Газну, он назначил наследником престола своего сына Маудуда.

Вали Балха в это время был хаджиб Алтун-Таш 59.

[ГЛАВА 3]

Рассказ о том, что произошло между маликом Чагры-беком и султаном Маудудом ибн Мас"удом ибн Махмудом ибн Себюк-Тегином

Затем малик Чагры-бек направился в Балх и написал Алтун-Ташу: 'В Газне для тебя не осталось никаких надежд, и от твоего господина для тебя нет никакой пользы. Повернись вместе с веком, куда повернулся он; иди с помощью Аллаха [в ту сторону], куда он идет'. Однако Алтун-Таш не оказал почестей посланцам и письму и приказал заточить их.

Малик Чагры-бек расположился лагерем вокруг Балха, и между ними произошло жестокое сражение 60. Султан Мау-дуд двинулся с огромным войском из Газны в Балх, и передовые отряды Чагры-бека встретились с авангардом султана Маудуда. Войска Газны были полностью разгромлены. Хаджиб Алтун-Таш вынужден был повиноваться и перешел на службу к малику Чагры-беку, вступившему в округ Балха 61

[ГЛАВА 4.]

Рассказ об убийстве султана Масуда ибн Махмуда ибн Себюк-Тегина

Когда султан Маудуд с везиром Ахмадом ибн ас-Самадом по приказу своего отца направился в Балх во вторник 12 мухаррама 432 года 3а, султан Мас"уд освободил из крепости Нагар своего брата Мухаммада, которого он когда-то ослепил, [а также] его детей, жен и наложниц. Это (л. 8б) произошло в первое воскресенье сафара 432 года 3б. У Мухаммада был сын-калека по имени Ахмад и еще сыновья- "Абд ар-Рахман, "Абд ар-Рахим, "Умар и "Усман 62.[33]

После этого султан Мас"уд одарил своих племянников почетными одеждами и стал просить прощения у брата. И сказал ему Мухаммад: 'Ты - старейшина и вождь и 'заглавие свитка" [нашего] племени'. Он обрадовал его сердце ложью, [думая], что оно, может быть, утешится и проникнется доверием к этой речи.

Султан Мас"уд повез его в шелковом паланкине. Он собрал все сокровища хранилищ и крепостей и отправился в сторону земель Индии. С ним было 3 тысячи вьюков золотых монет ан-нишапуриййа, ал-харавиййа ('гератских'), ал-магрибиййа и ал-махмудиййа, множество серебра, драгоценных камней, одежды, посуды и иных [сокровищ] 63. Когда султан достиг Марикалы, гулямы позарились на эти богатства и в ночь на 13 раби" II 432 года 3в сговорились с Мухаммадом. Мухаммад взошел на престол государства, а своим на"ибом назначил сына-калеку Ахмада 64.

Приверженцы обоих братьев встретились [в сражении] во вторник, в середине раби II 3г. Султан Мас"уд был взят в плен и закован. Затем к нему вошел его племянник-калека и снял с его головы калансуву. Но его брат "Абд ар-Рахим прикрикнул на него, отнял калансуву, поцеловал ее, а затем (л. 9а) вновь надел на голову дяди. Таким образом [Мас"уд] избежал казни. Султана Мас"уда с его женой Сара-хатун - дочерью Кадыр-хана - отвезли в крепость этого округа под названием Гири. Мухаммад считал дозволенной казнь своего брата и стал подстрекать к этому своего сына-калеку. Они заточили Мас"уда в колодце и забросали его камнями 65.

А султан Маудуд ибн Мас"уд [в это время] находился на пути в Газну. Султан Мухаммад покинул свою страну и ушел с войсками, большую часть которых составляли наложницы, гулямы и старики. Когда оба войска сошлись [в сражении], знамена победы простерлись над султаном Маудудом. Он умертвил Мухаммада и его сыновей, за исключением "Абд ар-Рахима 66.

Это произошло в четверг 3 ша"бана 432 года 3д.

Султан Маудуд заложил [там] селение и рибат и назвал его Фатхабадом. Затем он направился в Газну.

Продолжительность правления султана Мас"уда ибн Махмуда ибн Себюк-Тегина до дня его убийства составила десять лет, два месяца и два дня, а правление его сына султана Маудуда длилось семь лет и десять месяцев.

Когда султан Маудуд окончил жизненный путь, его место занял "Абд ар-Рашид, [бывший] юным тираном 67.[34]

У султанов Газны был тюркский гулям по имени Тогрул-Базан. Он бежал от них и укрылся у сельджукских маликов. Те отправили с ним (л. 9б) войско, состоявшее из тюрок, но султан "Абд ар-Рашид уклонился от сражения с ним и бежал, укрывшись в одной из крепостей. Тогрул-Базан захватил ставки султана и эмиров и завладел престолом державы. Он женился на вольноотпущеннице Джалиле - одной из наложниц султана Мас"уда, принудив ее к этому силой. Он заставил султана "Абд ар-Рашида выйти из крепости и своей рукой убил его и его братьев Сулаймана и Шуджа". В одну ночь он сам казнил еще девять заложников - детей султана Мас"уда 68.

У султана Мас"уда был гулям по имени Ануш-Тсгин, который остался верным правам своего господина. Однажды он явился к тому проклятому смутьяну Тогрул-Базану и, встав у его изголовья, убил его самого и десять его слуг. Вызволив из крепости Фаррухзада - сына султана Мас"уда, он посадил его на трон державы. Это произошло в зу-л-ка"да 443 года 3е 69.

Со времени выступления Тогрул-Базана в 432 году и до-дня его убийства в 443 году он полностью распоряжался в Газне и ее округах от имени сельджукских маликов. Он взимал для них харадж в стране и передавал им то, что оставалось от расхода на его войска.

Фаррухзад отличался умом, справедливостью и щедростью.

(л. 10а) В правление Фаррухзада войска сельджуков добрались до пределов Буста, и он послал против них Ануш-Тегина - убийцу Тогрул-Базана. Войска сельджуков были разбиты 70.

Фаррухзад оставался у власти до субботы 16 сафара 451 года 3ж После Фаррухзада стал править его брат Ибрахим, сын султана Мас"уда 71. Он был умным и проницательным человеком, твердым в решениях. Он завоевал множество земель в Индии и этим оставил память о себе 72 О его уме [свидетельствует следующее]. Великий султан Джалал ад-Даула Малик-шах ибн Алп-Арслан, направляясь в Газну, остановился в Исфизаре 73. И вот султан Ибрахим написал эмирам Джалал ад-Даула Малик-шаха ибн Алп-Арслана [послания] и благодарил их за усердие. Он писал: 'Как хорошо то, что вы сделали, подготовив поездку султана к нам и решившись передать его нам. А за нами ваши права не пропадут, и мы не оставим без внимания вашей судьбы и ваших степеней'[35]

Он приказал ал-Фатху показаться султану, когда тот находился на охоте. Когда ал-Фатх проезжал мимо, султан приказал задержать его и спросил о письмах. Тот все отрицал. Тогда приказали его бить, и он передал письма султану. Султан стал думать, что его эмиры и слуги изменяют ему. Он отпустил ал-Фатха, но писем никому не показал и отправился в Исфахан 74.

Сын султана Ибрахима по имени Мас"уд женился на дочери султана Алп-Арслана, а затем (л. 10б) на дочери великого султана Джалал ад-Даула Малик-шаха ибн Алп-Арслана ибн Да"уда ибн Мика"ила ас-Селджуки - Джаухар-хатун. Плата за невесту была привезена из Газны в Исфахан. Эта хатун в Газне получила лакаб Махд ал-"Ирак (Колыбель Ирака) 75.

Время правления султана Захир ад-Даула Абу-л-Музаффара Ибрахима сына султана Насира ли-дини-ллаха Абу Са"ида Мас"уда сына султана-гази Иамин ад-Даула Абу-л-Касима ибн Махмуда ибн Себюк-Тегина составило 30 лет 3з. После его смерти на престол государства взошел его сын султан-гази "Ала" ад-Даула Абу-л-Музаффар Мас"уд [III]. Он следовал образу действии и обычаям своего отца. Его правление продолжалось с 481 года по 511 год 3и 76, как об этом будет сказано ниже в сообщении о великом султане Му"изз ад-Дине Санджаре ибн Малик-шахе ибн Алп-Арслане 77.

Когда Хорасан стал свободен от войск потомков Себюк-Тегина и здесь утвердились сельджукские малики, малик Чагры-бек водворился в Мерве и весь Хорасан стал подвластен [только] ему.

А султан Тогрул-бек отправился из Хорасана в Ирак, его призвал [туда] имам ал-Ка"им би-амри-ллах. Позже он овладел многими странами.

Затем они разделили земли между собой: Чагры-беку Да"уду ибн Мика"илу ибн Селджуку [достались земли] от Нишапура до Джейхуна и дальше - все, что ему удастся завоевать в Мавераннахре. Он завоевал Хорезм (л. 11а), Бухару и Балх. Ибрахиму ибн Йиналу, брату по матери султана Тогрула, стали принадлежать Кухистан и Джурджан, а Абу "Али ал-Хасану ибн Мусе ибн Селджуку достались Герат, Бушандж, Сиджистан и страна Гур. Все это произошло в 430 году 3к В этом году султан Тогрул-бек овладел Ираком 78.

Султан направил Шихаб ад-Даула Куталмыша ибн Исра"ила ибн Селджука в горные [области] Армении и Азербайджана [36] , и он овладел ими 79. Он отнял Мосул и соседние округа Дийар-Мудара у эмира арабов Курайша ибн Бадрана ибн ал-Мусаййиба ибн ал-Мукаллада ал-"Укайли 80

В 448 году 3л Эмир верующих ал-Ка"им би-амри-ллах женился на дочери малика Да"уда ибн Мика"ила 3м ибн Селджука м с уговором выплаты [выкупа] в сумме 100 тысяч динаров 81. Халиф одарил султана Тогрула семью почетными одеждами, надел на него ожерелье и браслеты и написал грамоту (катаба "ахдан) для пего на владение тем, что [находилось] под его властью и в хутбе назвал его 'султаном Востока и Запада' (султан ал-Машрик. ва-л-Магриб). Достоинство Тогрула возросло, его могущество увеличилось, его государство стало обширным 82.

[ГЛАВА 5.]

Столкновение Эмира верующих ал-Ка"има би-амри-ллаха и Арслана ал-Басасири и поход султана Рукн ад-Дина Абу Талиба Тогрул-бека ибн Микаила ибн Селджука на Багдад

Абу-л-Харис Арслан ал-Басасири в дни [правления] халифа ал-Ка"има би-амри-ллаха (л. 11б) был командиром тюрок. Басасир - это городок в области Фарс. Ал-Басасири обращался с Эмиром верующих ал-Ка"имом би-амри-ллахом властно, не соблюдал по отношению к нему никакого уважения и [не раз] заставлял его испытывать горькие чувства. И Эмир верующих ал-Ка"им би-амри-ллах обратился к султану Тогрул-беку за помощью 83.

В среду 14 зу-л-хиджжа 449 года 4а султан с непреклонной решимостью выступил из Хорасана с огромным войском. Когда он достиг пределов [области] Багдада, ал-Басасири бежал, пересекая простор пустынь, и остановился в ар-Рахбе, одном из городов аш-Шама. Владетель Египта ал-Мустансир 84 отправил ему почетные одежды и подарки. Вместе с ал-Басасири [в Багдаде"] находился ал-Малик ар-Рахим Абу Наср - внук "Адуд ад-Даула [Хусрау] из рода Бунайхидов. Ал-Басасири отступился от пего и оставил его [самого].

Султан Тогрул-бек прибыл в Багдад 25 сафара 450 года 4б. Он схватил ал-Малика ар-Рахима, отправил его в Рей и заточил [его] в крепости Табарак, где он и умер. [Так] закончилось [37] владычество рода Бувайхидов, продолжавшееся 127 лет 85.

Султан Тогрул-бек отправился вслед за ал-Басасири, покинув Багдад 25 раджаба 450 года 4в Когда султан Тогрул-бек достиг Нисибина, его брат. по матери Ибрахим ибн Йинал отделился от него и возвратился в Ирак. С ним из войска ушли (л. 12а) храбрецы, [подобные] львам из логова. Из Нисибина султан бросился вслед за ним. Пока султан Тогрул-бек достиг Хамадана, силы Ибрахима увеличились и дело его окрепло. Султан Тогрул-бек в Хамадане оказался [в положении] осажденного, а к Ибрахиму собирались войска.

Султан Алп-Арслан находился в Сиджистане, когда к нему прибыло письмо от его дяди султана Тогрул-бека. Тот писал: 'Мой брат оспаривает мое право и старается посеять вражду в моем государстве. Я вынужден прибегнуть к твоей помощи и [просить] поддержки'. Султан Алп-Арслан через пустыню за десять дней перебрался из Сиджистана в пределы Ирака и прибыл в ставку султана Тогрула. Утром 19 джумада II 451 года 4г они подготовили войска к битве. А когда наступил полдень, султан Алп-Арслан схватил Ибрахима ибн Йинала и доставил пленного к трону своего дяди султана Тогрула. [После этого] султан Алп-Арслан с полным успехом, живой и здоровый отправился в Хорасан. Ибрахим ибн Йинал был казнен в среду [того же] 19 джумада II 451 года 86.

Когда ал-Басасири услышал о соперничестве, возникшем между султаном Тогрулом и его братом по матери Ибрахимом ибн Йиналом, он возвратился в Багдад. С ним был Курайш ибн (л. 12б) Бадран ибн ал-Мусаййиб ибн ал-Мукаллад ал-"Укайли - султан арабов, носивший лакаб "Алам ад-Дина (Знамя веры). Они вошли в Багдад в субботу в середине шав