Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Жюль Верн оказался прав
 
Марат Гурт
 
  
 

Больше века назад, "британский лев" буквально опутал своими стальными рельсами сказочную страну Индию, хваткой хищника дотягиваясь до богатых лавок восточных базаров. С изобретением паровой силы можно было не ждать "от природы хорошей погоды", не то, что при эскортах королевского флота, а будущее и вовсе рисовалось в радужных тонах. Но ... пример бывает заразителен.Наверстать упущенное пожелал и "русский медведь". В Москве под лупой стали изучать около сорока проектов железного коридора из России в Туркестан. После громкого поражения в Крымской войне хотелось взять реванш.

Да и к тому же ,еще Петр Великий проявил к этому региону недюжий интерес, прослышав о наличии в водах Амударьи "песошного" золота. Кстати,среди прочих "засветился" план француза Фердинанда Лессепса, знаменитого строителя Суэцкого канала .

О "стройке века" перед походом в Туркмению напомнил генерал Скобелев. "Военную экспедицию, - говорил он, нужно снабжать оружием и провиантом".Высочайшее соизволение Его Императорского Величества на строительство Закаспийской железной дороги последовало незамедлительно. Его реализация поручена военному ведомству, а начальником " с полномочиями государя" назначен генерал М.А.Анненков. Старт был взят от туркменского побережья Каспия вглубь Средней Азии.При своих выгодах, наикратчайший путь порождал все-таки больше вопросов, чем ответов. Как противостоять нашествию каракумских песков, этой мины замедленного действия? До сих пор пустыни ежегодно "съедают" 27 миллионов гектаров плодородной земли. Как быть с водой? Где взять топливо? И наконец, как вести узкоколейку в условиях военного времени? Тем более, что в мировой практике укладка рельсов на такое расстояние в пустыне никем и нигде не велась.Закаспийская магистраль, длиной 1500 км была создана всего за три года с перерывами и действует до сегодняшнего дня. Для сравнения: БАМ протяженностью 3000 км строился десять лет с колоссальными затратами, современной техникой и до сих пор не востребован.

А тогда, 1200 военных строителей вместе с наемным населением Закаспия за сутки, укладывали по восемь километров пути - непревзойдённый мировой рекорд. Анненков установил строгий режим:работы велись в две смены по шесть часов каждая: с 6 часов утра до 12 часов пополудни и с 6 часов вечера до 12 часов ночи. В марте и ноябре из-за дождей, а в июле и августе из-за жары работы временно прекращались.На линии курсировал санотряд. В Михайловской бухте была сооружена станция по опреснению морской воды. Одновременно проводились разведка и бурение артезианских колодцев. И главное, для укрепления полотна откосы поливали морской водой, нефтью, покрывали щитами из сухих трав или глиной. Все напрасно. Паводки рельсы размывали, а степные ветры их разносили. Молодой ученый В.Обручев предложил создать "живой щит" из кустарников, и не только вдоль дороги, но и на прилегающей к ней территории. Поначалу использовалась привозная африканская альфа, а по ходу дела нашлась лучшая замена в самой пустыне - выручили саксаул,черкез, кандым, и песчаная акация. Причем, травы не только цементировали подвижные пески, но и обеспечивали цикличный характер дождей. Впоследствии, этот простейший метод возьмет на вооружение весь арабский Восток.

Строителей осенит мысль и о сплошном искусственном тоннеле, в панцире которого как они говорили, и могла бы пройти дорога. Денег не нашли и о ней быстро позабыли. А вот средством связи долгое время служили гелиографические зеркала, которые, беспрерывно мигая яркими звездочками передавали азбуку Морзе. Блистательным же венцом был признан железнодорожный мост через буйную Амударью. Был побит еще один рекорд. Несколько лет он считался первым по длине в России и третьим на европейском континенте. Все сооружения, включая русла и острова, растянулись на четыре тысячи метров.

 
  
 

Оправдав свое военно-стратегическое предназначение, дорога стала перед вопросом коммерческого оформления. К делу подключились коммерсанты. В Красноводском порту разместились торговые склады шведского товарищества "братьев Нобель", М.Саруханова, Ахумова, и "Закаспийского торгово-промышленного общества". В регионе наращивали обороты предприятия по первичной переработке сельхозсырья. Между Россией и Ираном завязалась оживленная торговля. По правде говоря, персидский шах к инициативе русских поначалу отнесся с некоторым опасением. И все же, прагматизм взял верх, так как использовать транзит Закаспия было выгоднее,чем тот же путь через Турцию.

Об удивительной, дороге в пустыне был наслышан и французский новеллист Жюль Верн. В своей книге "Клодиус Бомбарнак" он умозрительно совершает вместе со своим героем, репортером газеты "XX век" путешествие от порта Узун-Ада (Туркменбаши) до великой Китайской стены. В реальности, "огненная арба" курсировала лишь до Самарканда. Говорят, таков уж удел фантаста - предвосхищать события.(здесь эту книгу можно прочесть http://www.lib.ru/INOFANT/VERN/bombarna.txt


В наши дни, выдумка парижанина оказалась на редкость пророческой. Построена железнодорожная магистраль "Транс-Азия", практически дублирующая Великий шелковый путь от Стамбула до Пекина через страны Центральной Азии. Хотя, речь идет конечно не о строительстве великого рельсового пути, а о придании нового качества уже действующим Туркменской и Алматинской железнодороным сетям за счет их продолжения к границам Исламской Республики Иран,- из провинции Мешхед с одной стороны , и Китайской Народной Республики - с другой. Еще в середине 50-х годов СССР и КНР подписали соглашение о железнодорожном сообщении между Алма-Атой и провинцией Ланьчжоу. Для чего требовалось покрыть рельсами три тысячи километров. Процесс, что называется пошел, но при Мао Цзэдуне и Хрущеве отношения двух стран испортились ,и "дорога дружбы" зашла в тупик.

Спустя десять лет, не раз поднимался вопрос и о смычке линии между иранским Мешхедом и туркменским Серахсом. Потенциальный грузооборот показался ничтожным и возведение объекта сорвалось. В 1975 году шах Мухаммед Реза Пехлеви под напором возросшей торговли, вновь возвращается к нему, - полтора миллиона грузов из Дальнего Востока ждали только свистка. Был готов и утвержден проект. Однако снова политический климат - на этот раз в отношениях между Москвой и Тегераном - меняется, и пришедший к власти на волне исламской революции аятолла Хомейни тогда эту идею зарубил на корню, отгородившись от внешнего мира "блестящей изоляцией". С распадом СССР все противоречия с ближним соседом у Туркмении исчезли сами по себе. Недавно все мы стали свидетелями открытия железнодорожной ветви из Теджена в Мешхед, что обеспечило выход новых стран СНГ к Персидскому заливу и значительно удешевило стоимость грузопотоков
по направлению к трем великим океанам.