Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Пресс-ОбоЗрение
 
 
  
 


Ученые средневековой Нисы
Научный мир

А.Гараджаев
Газета Нейтральный Туркменистан.09.04.2002

Написание Ниса - одного из древнейших городов Востока - в адаптированной форме выглядело как Наса. Поэтому имя нашего земляка орфографировалось как Абу-л-Хасан Али ибн Ахмад ан-Насави (последний элемент в его имени указывает на то, что он был уроженцем Насы (Нисы). Он родился в 970 году и прожил около ста лет. Ан-Насави был одним из известных математиков и астрономов (а также врачом) на обширной территории мусульманского Востока.

Его наставником в области математики и астрономии был Абу-л-Хасан Кушйар ибн Лаббан ал-Джили. Основное образование ан-Насави получил в Гиляе, где работал его наставник, после чего работал в Рее (ныне это часть современного Тегерана) при дворе султана Мадж ад-Даулы.Тот период, как известно, был напряженным, неспокойным - это было время постоянных набегов и войн. Так что после завоевания Рея газневидским султаном Махмудом Газневи наш земляк ан-Насави вынужден был переехать в Газну, где продолжил свою научную деятельность при дворе Махмуда, а затем - его сына Масуда, правившего с 1030 года. В Газне ан-Насави работал вместе с ал-Бируни, о котором мы рассказывали в предыдущих статьях нашего цикла.

После того, как наш другой знаменитый соотечественник Тогрул бег Туркмен - основатель и первый султан Великой Туркмено-Сельджукской империи - покоряет Иран и значительную часть Средней Азии, ан-Насави начинает работать при дворе сельджукских правителей.Перу Абу-л-Хасана ан-Насави принадлежит целый ряд работ, но наиболее известный из них - 'Комментарий к 'Книге Лемм' Архимеда'. Рукописи этого сочинения хранятся в Мешхеде в библиотеке имама Ризы и Стамбуле в библиотеке Фатых. До нас дошел также латинский перевод этого сочинения, где наш земляк именуется как Abilhasan Hali ben Ahmad Nasuensis.

В последующие годы этот вариант неоднократно издавался на латыни и в переводе на других языках, в том числе и на русском.В 1029 году, будучи в Рее, ан-Насави заканчивает первый вариант своего трактата 'Достаточное об индийской арифметике'. А позже, уже работая при султанском дворе Газневидов, он пишет новый вариант этого исследования. Прежде чем взяться за этот труд, ан-Насави как настоящий ученый тщательно изучил работы своих предшественников в этой области и подошел к их анализу с критических позиций, отмечая как упущения, так и достоинства.

По этому поводу он писал: 'Я просмотрел сочиненное предшественниками и более поздними авторами на эту тему и нашел некоторые из них очень скудными и чересчур длинными, как трактаты ал-Кинди и ал-Муджтабы ал-Антаки ал-Муалави. Другие же, будучи также сверх меры длинными, вместе с тем недостаточны для понимания, как трактат Али ибн Насра. Имеются трудные для понимания сочинения, как трактат ал-Калвазани, в котором я также нашел главы, не нужные тем, кто бережет свои усилия'.

Ан-Насави по-научному принципиален в оценках трудов своих предшественников, в том числе и своего учителя: 'Некоторые авторы связали свои сочинения с одним из дел, например, Абу Ханифа ад-Динавари и Кушйар ал-Джили. Действительно Кушйар, несмотря на краткость, под предлогом астрономического трактата написал сочинение о других практических вопросах, а Абу Ханифа под предлогом сочинения о других практических вопросах написал астрономический трактат'.
Пользуясь случаем, скажем несколько слов о тех авторах, которых упомянул наш земляк ан-Насави.

Якуб ал-Кинди - знаменитый арабский философ IX века, работавший в Багдаде. Сфера его интересов была весьма обширной, он является автором целого ряда сочинений по самым различным отраслям знаний, в том числе и по математике.

Ал-Муджтаба ал-Антаки ал-Муалави - еще один наш знаменитый земляк - жил и творил в X веке. Он родился в Мерве (Птолемей в своих трудах этот город называет Антиохией), но работал в Багдаде. Ал-Муалави является автором большого количества научных трактатов по арифметике, посвященных в том числе вычислениям 'на счетной доске без стирания цифр' и вычислениям 'без доски с помощью руки'.

Попутно объясним, что означают эти вычисления. В первом случае: вслед за ал-Хорезми многие математики Ближнего и Среднего Востока при записи арифметических расчетов пользовались доской, покрытой пылью, на которой цифры наносились заостренной палочкой, а промежуточные выкладки - стирались. Во втором случае - 'вычисления без доски с помощью руки' - имеются в виду обыкновенные расчеты на пальцах.
Кто такой был математик по имени Али ибн Наср, установить нам не удалось, а вот Мухаммад ал-Калвазани был известным математиком, также в свое время вместе с ал-Антаки работавшим в Багдаде. Он также является автором трактата о вычислениях 'на счетной доске'.

Абу Ханифа Ахмад ад-Динавари - ученый, живший в IX веке, перу которого принадлежит целый ряд математических трактатов, в том числе посвященных и 'вычислениям на счетной доске'.
Кушйар ал-Джили, как уже отмечалось выше, был научным наставником нашего земляка Абу-л-Хасана ан-Насави.

Упомянутый выше трактат ан-Насави представляет собой объемное сочинение, состоящее из четырех книг. Первая посвящена арифметике целых чисел, а вторая - действиям с дробями. Третья книга трактата называется 'О целых с дробями', а четвертая - 'О действиях с градусами и минутами' и посвящена арифметике шестидесятиричных дробей. Этот трактат ан-Насави по содержанию близок к сочинению его учителя Кушйара ал-Джили 'О началах индийской арифметики'.

К сожалению, до нас не дошли сочинения ан-Насави 'Удовлетворительное о комментировании книги Евклида' и 'Книга о построении круга...', посвященные геометрическим вопросам, но первое из них упоминается в трактате ал-Джили 'Абстрактное изложение признаков составления таблиц синусов', рукопись которого хранится в Стамбуле в библиотеке Джарулла, а вторая - в обработанном варианте сочинения ан-Насави 'Комментарии к 'Книге Лемм' Архимеда', который выполнил Насир ад-Дина ат-Туси (живший в XIII веке).

В Нью-Йорке в библиотеке Колумбийского университета хранится рукопись 'Трактата о познании календаря и астролябии' ан-Насави, посвященного вопросам астрономии. Другое сочинение из этой же области знания 'Факиров зидж' также не дошло до наших дней, но и оно упоминается в труде историка, жившего в XII веке, Захира ад-Дина 'Дополнение к Хранителям мудрости'.

Также не сохранился оригинал рукописи основного тригонометрического труда ан-Насави 'Книга насыщения о разъяснениях фигуры секущих', но до нас дошла копия этого сочинения, сделанная в 1230 году, ныне хранящаяся в Лейденской университетской библиотеке.

В предисловии к 'Книге насыщения' ан-Насави пишет: 'Философы вообще и математики в особенности согласны с тем, что истинная цель математики состоит в познании того, что содержится в 'Книге математики' Птолемея, известной под названием 'Алмагест', так как в этом состоит задача третьей части философии... В силу большого авторитета и большой необходимости этого труда его комментировали многие ученые... всего одиннадцать авторов'. Среди них были и знаменитые ученые-энциклопедисты ал-Фараби и Ибн Сина (Авиценна).

Перечисляя труды нашего земляка ан-Насави, нам бы хотелось упомянуть и об одном анонимном сочинении. Это тригонометрический трактат 'Собрание правил науки астрономии', написанный в Исфахане в XI веке. Важнейшая часть его переведена на русский язык и опубликована Н.Г.Хайретдиновой в 1966 году. Если раньше вопросы сферической тригонометрии излагались в астрономических сочинениях и небольших трактатах, посвященных доказательству отдельных теорем, то 'Собрание правил' анонимного автора содержало всю систему теории составных отношений, теории фигуры секущих и других теорем сферической тригонометрии, а также решение сферических треугольников.

Хотя, как указывает сам анонимный автор, он не ставил своей целью написать целую книгу, а хотел изложить лишь отдельную главу 'Канон Амида ал-Мулки'. Это название перекликается с трактатом ал-Бируни 'Канон Масуда', представлявшем собой подлинную энциклопедию всех вопросов, связанных с астрономией.

В предисловии к 'Собранию правил' анонимный автор упоминает всех известных ученых, занимавшихся этими проблемами, но при этом не называет имени ан-Насави. К тому же последним в списке ученых приводится ал-Джили, являвшийся наставником ан-Насави, именем которого благодарный ученик во многих своих сочинениях завершал список самых достойных ученых времени. К тому же, как уже было сказано, этот труд был создан в Исфахане как раз в тот период, когда там жил и работал сам ан-Насави. В 'Собрании правил' также, как и в 'Книге насыщения' принадлежащей перу ан-Насави, перед доказательством теоремы подробно излагается теория составных отношений.

Эти и ряд других фактов дают возможность современным авторитетным ученым (М.Атагаррыев, Г.П.Матвиевская, Б.А.Розенфельд) вполне аргументированно предположить, что наиболее вероятным автором тригонометрического трактата 'Собрания правил науки астрономии' является... наш соотечественник, уроженец Нисы Абу-л-Хасан ан-Насави.

В 1332 году недалеко от Нисы родился еще один наш земляк Сад ад-Дин Масуд ибн Омар ат-Тафтазани. Он был одним из образованных людей своего времени, прославился как теолог, автор ряда сочинений по логике, грамматике и математике. Его труды анализировались как отечественными учеными (М.Атагаррыев), так и зарубежными специалистами (У.А.Стори, Г.П.Матвиевская, Б.А.Розенфельд). Основные математические труды ат-Тафтазани - 'Комментарии к 'Солнечному трактату' ан-Найсабури' и 'Трактат об углах треугольника', рукописи которых хранятся в Ашхабаде и Ташкенте.

Завершая последнюю статью из цикла, посвященного отечественным математикам и астрономам средневековья, хочется еще раз подчеркнуть, что территория современного Туркменистана представляет собой один из древнейших очагов мировой культуры. В свое время раскопки, проведенные Южно-Туркменской археологической комплексной экспедицией, убедительно доказали, что в районе холма Алтын-депе находился древний город, по модели которого впоследствии выстраивались города в нашем регионе, включая юг Узбекистана и север Афганистана. До недавнего времени древнейшим государством на территории бывшего СССР считалось Урарту, но результаты раскопок в Алтын-депе ярко продемонстрировали всему научному миру, что государство, расположенное на территории нашей Родины было старше Урарту на целое тысячелетие.

На территории нашей страны процветали такие древние государства, как Парфия, столица которой была Ниса, Маргиана (Маргуш) со столицей Антиохией (Мерв), Куняургенчское государство и другие.
В средние века территория Парфии и Маргианы входили в состав Хорасана (что в переводе означает 'Страна, где восходит солнце'), главными городами которого были Мерв и Ниса. В VII-VIII веках территория Хорасана входит в зону арабского влияния. При багдадских халифах столицей Хорасана становится Мерв, где живет провозглашенный халифом ал-Мамун, пребывание которого здесь сыграло огромную роль в развитии культуры и науки, так как им была собрана группа математиков и астрономов, впоследствии переехавших вместе с ним в Багдад и составивших основу знаменитой Багдадской научной школы.

Позже в нашем регионе туркменская династия сельджукидов основывает могущественную империю со столицей в Мерве, который вновь становится культурным и научным центром Центральной Азии. Научные труды, созданные нашими учеными свидетельствуют, что туркменский народ внес значительный вклад в развитие культуры и науки всего региона, а впоследствии оказал влияние и на развитие мировой науки и культуры.