Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Пресс-ОбоЗрение
 
 
  
 


Хранитель 'Сокровищницы мудрости'
История науки

А.Караджаев
Газета 'Нейтральный Туркменистан' 06.02.02

Мы знаем, что в средние века на территории Туркменистана (в частности, в Мерве) работали многие ученые: астрономы, математики, механики. У истоков этой большой научной школы стоял Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми - крупнейший ученый первой половины IX века, труды которого сыграли огромную роль в развитии математики и естествознания вначале в обширном регионе азиатской культуры, а затем, начиная с XII века, и в Европе. Крупнейший американский историк науки Дж.Сартав назвал всю первую половину IX века 'временем ал-Хорезми', которого он характеризовал как самого крупного ученого той поры.

Об ал-Хорезми написано достаточно много научных работ. К этому трудно добавить что-либо новое о нем и его современниках-ученых, работавших в Мерве. Тем не менее хочется вновь вернуться к истории жизни и творчества нашего выдающегося земляка -корифея мировой науки.
Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми уроженец Хорезма. Научную деятельность начал, как считает большинство исследователей, в Мерве, где наместником был сын Харуна ар-Рашида (786-809) ал-Мамун, который через 4 года после смерти отца сам стал главой халифата и правил в течение двадцати лет.

Оба правителя ценили науку, прекрасно понимая, что она поднимает престиж государства, способствует его процветанию. Ал-Мамуном в Багдаде, столице халифата и его крупнейшем экономическом и культурном центре, был основан 'Дом (или Сокровищница) мудрости' - своего рода Академия наук. В 'Доме мудрости' ал-Хорезми стал одной из центральных фигур. Он продолжал свою деятельность также при преемниках ал-Мамуна и умер около 850 года.

В состав 'Дома мудрости' входили такие известные астрономы, как Яхья ибн Абу Мансур, Саид ибн Али, Халид ибн Абдалмалик ал-Мерверруди, Хабаш ал-Хасиб ал-Мервези (Хабаш Вычислитель из Мерва), аб-Аббас ибн Саид ал-Джаухари, Ахмад ал-Фергани. Нашим соотечественникам небезынтересно будет узнать, что все эти ученые были приглашены из Мерва.

При правлении ал-Мамуна как никогда активизировалась доставка книг в 'Дом мудрости', преимущественно из Византии. В мирные времена по повелению ал-Мамуна их покупали или выменивали, причем обмен велся иногда на уровне самих правителей, а в периоды войн книги становились очень ценным трофеем.

Штат переводчиков в 'Доме мудрости' все более расширялся, а их опыт, квалификация и школы росли. Здесь образовалась богатейшая библиотека, так как в сравнительно короткий срок были переведены основные труды представителей греческой науки. Это произведения Гиппократа, Архимеда, Менелая, Апполония, Птолемея и многих других.

Создание нового на базе старого требует, как известно, проверки старого. Именно с целью проверки результатов древних астрономов и получения новых данных были основаны обсерватории в Багдаде не позднее 828 года, а затем в 831 году и в окрестностях Дамаска, на горе Хасибун.

Все это помогло ал-Хорезми и его ближайшим соратникам решить важнейшую задачу той эпохи - определить величину Земли! Без этого невозможно было дальнейшее развитие геодезии, географии и картографии.

Экспедиция, состоявшая из астрономов, землемеров и подсобных рабочих была отправлена в степь близ средневекового иракского города Синджар. Там она разделилась на два отряда. Один из них, руководствуясь астрономическими наблюдениями, пошел строго на север, другой - на юг. Свой путь они замеряли с помощью шестов и натягиваемых на них веревок. Когда каждый из отрядов прошел, судя по данным астрономических наблюдений, расстояние, за которое полуденная высота Солнца изменилась точно на один градус, они, измерив веревки, определили величину пройденного пути.

Для контроля при возвращении каждый отряд проделал эту операцию вторично. По данным отряда, двигающегося на север, длина одного градуса меридиана Земли составила ровно 56 миль. По данным второго отряда, эта длина составила 56 и 2/3 мили. Эти сведения и были использованы при определении величины Земли.

Мервские ученые в Багдаде не только занимались исследовательской работой, но и деятельно участвовали в подготовке научных кадров. Например, когда умер Муса ибн Шакир, ал-Мамун прикрепил трех его малолетних сыновей к 'Дому мудрости' и поручил Яхье ибн Мансуру обучить их наукам, а также назначил начальника охраны их житейским опекуном. Эти мальчики впоследствии заняли ведущие позиции в астрономии, математике и механике.

Решая актуальные вопросы науки, ал-Хорезми учитывал и практические задачи своей эпохи. Он в алгебраическом трактате 'Краткая книга об исчислении алгебры и альмукабалы' выделил специальную часть, в которой пишет: 'Я составил краткую книгу об исчислении алгебры и альмукабалы, заключающую в себе простые и сложные вопросы арифметики, ибо это необходимо людям при делении наследства, составлении завещаний, разделе имущества и в судебных делах, в торговле и всевозможных сделках, а также при измерении земель, проведении каналов, геометрии и прочих разновидностях подобных дел'. Геометрическая глава сочинения ал-Хорезми завершается задачей об измерении земельного участка.

Труды ал-Хорезми как основной источник распространения десятичной позиционной системы счета и записи чисел, повсеместно заменившей гораздо менее совершенную алфавитную систему счисления греков, громадную римскую нумерацию, сложные китайские идеограммы и т.д, сыграли огромную роль во всей мировой культуре. Принципы и приемы действий десятичной позиционной арифметики ал-Хорезми в середине XII века получили в Европе довольно широкую известность.

Другими членами школы ал-Хорезми также были выполнены объемные научные исследования и написаны трактаты. Так, Ахмад ибн Мухаммад ибн Касира ал-Фергани написал астрономические труды: 'Книга о небесных движениях и свод науки о звездах', 'Книга о началах науки астрономии', 'Книга о причинности небесных сфер' и др.

Хабаш ал-Хасиб ал-Мервези (Хабаш Вычислитель из Мерва), проживший около ста лет, после себя оставил ряд астрономических зиджей (таблиц), в том числе 'Испытанный зидж'. Особенно велики его заслуги в области математики. Яхья ибн Абу Мансур оставил после себя 'Испытанный зидж', трактат 'Об определении высот солнца для каждой шестой части часа ( каждого дня) для широты города Багдада'.

Аб-Аббас ибн Саид ал-Джаухари прославился как талантливый математик. В его научное наследие входят 'Зидж', 'Трактат о расстояниях Солнца от центра Земли', комментарии к 'Началам' Евклида и др.
Уже этот небольшой перечень трудов показывает, какую большую роль сыграли среднеазиатские ученые - большинство из них были туркменами - в развитии мировой науки.

К сожалению, отечественными исследователями до сих в недостаточной степени изучены труды ученых средневековья, работавших в Мерве, в том числе и ал-Хорезми, биография которого в исторических источниках начинается уже с того, что он был выдающимся ученым и 'был поставлен ведать 'Сокровищницей мудрости'.



 
  
 


История науки
Средневековые ученые Мерва и Серахса

А.Караджаев
Газета 'Нейтральный Туркменистан' 02.03.02

Труды Мухаммеда ибн Муса ал-Хорезми, вошедшем в историю культуры как крупнейший ученый первой половины IX века сыграли огромную роль в развитии математики и естествознания, вначале в обширном регионе распространения арабоязычной культуры, а затем -с XII века после перевода его сочинений на латинский язык - и в Европе. Тот период в истории отечественной культуры и науки можно с полным основанием охарактеризовать как центральноазиатский ренессанс, или эпоху возрождения, ведь тогда в этом регионе функционировали крупные научные центры и работали выдающиеся ученые своего времени.

Хорошо известно, что в средние века город Мерв был центром культуры и научной мысли. Правители того времени всячески поддерживали развитие наук и искусства. Именно поэтому труды ученых, работавших в Мерве, оказали большое влияние на последующее формирование научных школ Востока и Запада, поскольку в Мерве работали не только туркмены, но и греки, арабы, евреи и представители других национальностей. Таким образом, большая наука того времени объединяла талантливых людей, независимо от их национальности. Это подтверждает известную мысль о том, что в странах, где успешно развивается наука, царит дружба и согласие, наблюдается рост благосостояния народа, культура и искусство достигает невиданных высот.

Известный астроном Яхья ибн Абу Мансура, который в свое время возглавлял обсерваторию у ворот Шаммасия в Багдаде работал под руководством ал-Хорезми в 'Доме мудрости'. Нашим соотечественникам небезынтересно будет узнать, что образование он получил в Мерве, служил визирю ал-Мамуна - известному астроному ал-Фадлу ибн Сахлу ас-Серахси (из имени видно, что он был уроженцем Серахса), который и стал наставником Яхьи. Он составил гороскоп халифа Харуна ар-Рашида, который хранится в Британской библиотеке в Лондоне и библиотеке Айа София в Стамбуле. Ас-Серахси был убит в 818 году во время поездки в родной город Серахс.

После гибели ал-Фадла ас-Серахси халиф ал-Мамун во время своего пребывания в Мерве берет к себе его ученика Яхью и обращает его в ислам (до этого Яхья исповедовал религию зороастрийцев). После переезда халифа ал-Мамуна в Багдад Яхья ибн Абу Мансур становится одним из ведущих багдадских астрономов. О его наблюдениях сообщает великий ученый-энциклопедист ал-Бируни: 'Не дошли до нас сведения о чьих-нибудь измерениях после Птолемея вплоть до времени повелителя правоверных ал-Мамуна. Он приказал Яхье ибн Абу Мансуру возобновить расчеты, и тот выполнил это в Шаммасии'. Яхья ибн Абу Мансур умер в Сирии во время похода ал-Мамуна против византийцев и был похоронен в Алеппо.

Еще одним ученым родом из Серахса был Абу-л-Аббас Ахмед ибн Мухаммед ибн Марван ас-Серахси, известный также под именем Ахмед ибн ат-Таййиб, живший во второй половине IX века. Он - ученик знаменитого философа Якуба ал-Кинди и учитель багдадского халифа ал-Мутадида, правившего в 892-902 гг. Ахмед ас-Серахси был астрономом, математиком, философом и врачом. Его основной астрономический труд - 'Введение в искусство звезд'. Рукопись этой книги хранится в Государственном рукописном фонде г.Баку. На это сочинение Ахмеда ас-Серахси ссылается ал-Бируни в 'Памятниках минувших поколений'.

Еще один уроженец Серахса - хорошо известный астроном и математик Мухаммед ибн Исхак ибн Устаз Бундад ас-Серахси - также, проводя крупные исследования, оставил нам богатое научное наследие. Он жил в IX-X веках. Его основное сочинение 'Зидж' (так назывались астрономические труды, состоящие из краткого теоретического введения и астрономических таблиц), на которое многократно ссылался ал-Бируни в своих трудах 'Геодезия' и 'Канон Масуда'. В частности, ал-Бируни пишет: 'В книгах, которые оставили после себя обладающие усердием, рассказывается о том, что были некоторые затмения, при которых полностью затмевалось тело Солнца, как, например, то, которое произошло в двести сорок пятом году Йездигерда (т.е. 22 апреля 877 года - А.Г.). Его наблюдал Мухаммед ибн Исхак ас-Серахси в своем городе - он отчетливо видел полное затмение. Это совпадает с тем, что упоминал Птолемей, вполне согласуясь с ним'.

Еще один знаменитый наш земляк Абу Али ал-Хасан ибн Ахмед ибн Мухаммед ал Куттан ал-Мервези был также уроженцем Мерва, на что указывает и его имя. Он родился в 1073 году и был известен современникам также под именем Айн аз-Заман (что значит 'глаз времени'). Он автор популярной в свое время книги 'Познание мира'.

Там же - в Мерве - при дворце султана Санджара работали два туркмена. Один из них - Баха ад-Дин Абу Бакр Мухаммед ибн Ахмед ибн Абу Бишр ал-Хусайни ал-Хараки. Известно, что Мухаммад ал-Хараки является автором двух математических сочинений 'Охватывающий трактат' и 'Западный трактат', однако эти сочинения пока не найдены. Но об этих работах упоминают другие ученые, например, хаджи Халифа в своем труде 'Раскрытие тайн о названиях книг и наук'.

В XII веке в Мерве, в то время столице империи Сельджуков, при дворе султана Санджара (правившего с 1097 по 1157гг.) работал астроном и историк туркмен Абу Мухаммед Абд ал-Джаббар ибн Абд ал Джаббар ибн Мухаммед ал-Хараки ас-Собити (умер в 1158 году). Имя 'ал-Хараки' указывает на то, что он был уроженцем села Харак, расположенного близ Мерва. Абд ал-Джаббар ал-Хараки - автор исторического трактата 'История Мерва' и двух астрономических исследований: 'Предел постижения подразделения небесных сфер' и 'Введение в науку астрономию'. Их рукописи хранятся в крупнейших библиотеках мира.

Введение к этим исследованиям были опубликованы в немецком переводе. При описании движения Солнца, Луны и планет ал-Хараки следует системе Птолемея, но не в той форме, в которой она изложена в его 'Планетных гипотезах'. Сочинения ал-Хараки оказали исключительное влияние на труды последующих астрономов средневекового Востока. Так, идеи, содержащиеся во 'Введении в науку астрономии', в значительной степени развиваются в трактате хорезмского ученого Махмуда ал-Чагмини 'Избранное по астрономии' и в многочисленных комментариях к нему. Нашим современным ученым М.Атагаррыевым подробно исследованы комментарии туркменского астронома Кемал ад-Дина ат-Туркумани, работавшего в XIV веке в столице Золотой Орды Сарае при дворе хана Джанибека ал-Джурджани и выдающегося ученого школы Улугбека Кази-заде ар-Руми, а также 'Трактат о науке астрономии' ученика Улугбека и Кази-заде ар-Руми Али ал-Кушчи. Ал-Чагмини и ат-Туркумани, в частности, излагают в своих трактатах метод определения азимута Кыблы, разработанного ал-Хараки. (О нем более подробно расскажем в нашей следующей статье).

С Мервом связан последний период жизни и творчества великого математика, астронома, философа и поэта Омара Хайяма (1043-1131гг.). Свой первый крупный математический труд 'Трактат о доказательствах задач алгебры и ал-мукабалы' он написал около 1069 г.
В 1074 году Хайям был приглашен знаменитым визирем сельджукского султана Малик-шаха Низам ал-Мульком в Исфахан ко двору Малик-шаха, где он организовал астрономическую обсерваторию. Здесь Хайям пишет 'Комментарии к трудностям во введениях к книге Евклида' и 'Маликисахский зидж'. Омар Хайям работал в Мерве при сельджукском султане Санджаре, когда столица государства была перенесена из Исфахана в Мерв. Здесь Хайям воспитал своего лучшего ученика Абд ар-Рахмана ал-Хазини, написавшего трактаты 'Весы мудростей' и 'О прямом кустасе'.

Некоторые открытия Хайяма после нескольких столетий были 'повторно' открыты учеными Европы. Так, например, формула, известная как бином Ньютона, встречается в трудах Хайяма значительно раньше, чем жил знаменитый англичанин, считающийся основателем классической физики.
Ученик Омара Хайяма Абу Мансур Абд ар-Рахман ал-Хазини также работал в Мерве при дворе султана Санджара. Наиболее знаменитое сочинение ал-Хазини - упомянутая книга 'Весы мудростей', посвященная статике и теории весов. Основной астрономический труд - 'Продуманный зидж султана Санджара'. Зидж начинается хронологической частью, в которой излагаются мусульманский лунный календарь по эре хиджры, персидский и сирийский солнечные календари (эры Йездигерда и Селевкидов), лунно-солнечный еврейский календарь и календари согдийцев и индийцев. Далее приводятся хронологические таблицы вавилонских, Ахеменидских и Сасанидских царей Ирана, Птолемеев, римских и византийских императоров, халифов, буидских и сельджукских султанов. 'Продуманный зидж султана Санджара' в настоящее время исследуется туркменским историком М.Атагаррыевым.

В конце XII века в Мерве работал Захир ад-Дин Абу-л- Хасан Али ибн Абу-л-Касим ал-Байхаки (1106-1169 гг.), известный под именем Ибн Фундук Ал-Бейхани, он был уроженцем Нишапура и работал в Нишапуре и Мерве. Основные астрономические сочинения 'Сборник приговоров звезд', 'Краткое изложение его зиджа', 'Познание армиллярной сферы (небесного) глобуса и астролябии' и 'Книга об арифметике'. Для истории весьма важны биографические сведения об ученых, изложенные в его 'Дополнении к 'Хранителям мудрости'.

В работах ученых Мерва, как и в работах многих ученых средневековья, комментируются результаты авторов, работавших до них и дополняются своими результатами, идеями и методами. Поэтому о некоторых не дошедших до нас (или пока еще не найденных) работах мы получаем определенные сведения по известным нам трудам.
Таковы краткие сведения о наших знаменитых земляках, ученых средневекового Мерва и Серахса. В следующей публикации мы продолжим эту тему и расскажем об ученых, работавших в средневековом Куняургенче.



 
  
 


Авиценна
Развитие фармакологии

А.Черкезова
Газета 'Нейтральный Туркменистан' 06.02.02

Священные знания зороастрийских жрецов и лекарей стали одним из важных источников учения Абу Али ибн Сины. Его произведение 'Канон врачебной науки' во многом основывается на астрономических наблюдениях, явлениях, происходящих в космическом пространстве, и их неразрывной связи с человеком. В этом фундаментальном труде Авиценны описано воздействие лунных фаз на состояние человека, особо подчеркивается зависимость результатов лечения от времени применения лекарств.

Восточные народы издревле использовали целебную силу растений. Выдающийся врач Абу Али ибн Сина тысячу лет назад завещал своим потомкам изучать и активно применять лекарственные травы и коренья. Многие из лекарственных растений, описанных в трудах Авиценны, обобщающих многовековой опыт, использовались еще во времена древних целителей Галена, Диоскорида и Теофраста.

Туркменские народные лекари на протяжении многих столетий использовали рекомендации Абу Али ибн Сины. Но и в нашей современной медицине, основанной на данных научных исследований и экспериментов, для получения лекарственных препаратов нередко используются в качестве сырья многие виды растений, описанных знаменитым целителем. Так, например, в Копетдаге встречается тимьян обыкновенный - низкий кустарник с ветвистым, одревесневающим стеблем и травянистыми четырехгранными ветвями. Главной составной частью тимьянового масла является тимол - кристаллическое вещество со специфическим запахом.

Благодаря сильным антисептическим свойствам, его используют в качестве консерванта для фармацевтических препаратов. В народной медицине часто используется другая разновидность этого растения - тимьян ползучий, или чабрец. Авиценна по характеру воздействия тимьяна отмечал два его вида - горячий и холодный.

Следуя рекомендациям Авиценны, средневековые лекари активно применяли мяту, которая помогает, как считал великий ученый, остановить внутреннее кровоизлияние, а также предотвращает головные боли. Следует отметить, что благодаря результатам научных исследований, проведенных в Туркменистане, из эфирного масла мяты перечной было получено 14 различных веществ.

В своем труде Абу Али ибн Сина рекомендовал в качестве мочегонного средства использовать зверобой, который также распространен в Туркменистане. Это лекарственное растение произрастает на склонах гор выше отметки 1 тыс. метров, а также встречается в предгорьях и на высоких берегах рек и в некоторых других местах.

О тысячелистнике Авиценна писал, что он может служить лечебным средством при воспалении седалищного нерва так же, как и тимьян, который во флоре Туркменистана представлен одним эндемичным видом - тимьяном закаспийским.

Великий целитель в своих трудах часто упоминает о многих других растениях, произрастающих в Туркменистане. Например, о мандрагоре, солодке, шиповнике, афитимуне (повилике) и т.п.
В поэме о медицине (урджуза) Абу Али ибн Сина пишет:

Лекарства
я подробно описал,
Характер свойств,
мизаджей и начал.
Одни принять вовнутрь
лекарства нужно,
Другие применяются
наружно.
Того, что исцеляет,
в мире есть
Немало, снадобий
не перечесть.
Все важно:
местожительство,
природа,
Цивилизация и время года.
Все изучи, описанное мной,
И организму
дай мизадж иной.

Большинство лекарственных растений, описанных Авиценной, используются в современной медицине как в Туркменистане, так и во многих других странах мира, благодаря тому, что труды корифея науки получили широкое распространение не только на Востоке, но и на Западе. Его исследования продолжают играть большую роль, и не исключено, что на основании сведений великого целителя можно будет возродить использование ценных, с точки зрения медицины, но ныне забытых лекарственных растений. А что касается произрастающих в нашей стране целебных трав и корений, описанных в свое время Авиценной, то все они активно применяются в уходящем корнями в глубь веков народном искусстве врачевания и в быстро развивающейся современной научной медицине Туркменистана.