На главную   Содержание   Следующая
 
Пресс-обоЗрение
 
 
  
 


Судьба литературы - в судьбе народа
О поэзии Махтумкули

Джора Аллаков,
(Нейтральный Туркменистан. 14.09.01)


Махтумкули, отказавшись от традиций "придворной" литературы, обращается в своем творчестве к реальной жизни народа. Размером стихотворного слога он избрал форму гошук, - распостраненный жанр древней огузской литературы, под давлением арабской и персидской литературы чуть было не утраченный навсегда. Вот что пишет о творчестве Махтумкули академик, исследователь истории Востока В.В.Бартольд: "Единственным тюркским народом, имеющим своего национального поэта, являются туркмены; живший в ХVIII веке Махтумкули был признан туркменами, живущими на территории, начиная от Ставропольской губернии и вплоть до берегов Амударьи" (В.В.Бартольд. Из истории тюрков. Петроград, 1917, стр.12-13). С помощью художественных средств поэту удалось показать жизнь народа, его мечты и устремления.
 
  
 

Если в литературе средневекового Востока такими чертами характера, как мужество, отвага, героизм, наделялись цари, принцы, военачальники, полководцы, главы государств, то в творчестве Махтумкули и его последователей в ХIХ веке героями становятся простые люди, выходцы из народа. Если в восточной литературе средневековья щедрость и великодушие были присущи только знати: шахам, ханам, эмирам, то у Махтумкули такими чертами обладают все достойные люди независимо от происхождения. Таким образом, великий поэт значительно приблизил литературу к национальному укладу жизни народа. Все его творчество питается жизнью народа, дышит им.

N.B//http://www.niworld.com/Statei/machtumkuli/Machtumkuli_0.htm
http://kotov.narod.ru/Machtumkuli_1.htm
http://www.simurg.ru/file3_52.shtm




 
  
 


Над прекрасным не властно время
Про муз.инструмент - дутар, состоящий из двух струн

Аллаберды Эргешев
(Нейтральный Туркменистан. 14.09.01)


В Центральной Азии, в частности, на территории Туркмении, выявлено большее количество изображений музыкальных инструментов на памятниках материальной культуры, найденных во время археологических раскопок. Мы гордимся тем, что дали миру различные музыкальные инструменты. Наиболее известные среди них: струнно-щипковый - дутар, струнно-смычковый - гиджак, духовые - гаргы-туйдук, дилли-туйдук и гоша дилли-туйдук, самозвучащий - гопуз. С давних пор для туркмен главным музыкальным инструментом по праву считается дутар.

В Старой Нисе - столице некогда могущественного Парфянского государства, среди находок обнаружены знаменитые ритоны - сосуды из слоновой кости. На них изображены музыканты, играющие на множестве инструментов, в том числе и на лютне, которая имеет длинную шейку и маленький корпус с двумя струнами: перед нами прообраз туркменского дутара, что подтверждают академики Г.А.Пугаченкова и М.Е.Массон.В Древнем Мерве обнаружены терракотовые статуэтки музыкантов. И опять у них в руках лютни с двумя струнами. Особый интерес представляет фигурка странствующего бахши, восседающего на коне. Непременный атрибут такого певца-сказителя - музыкальный инструмент для аккомпанемента.
 
  
 


И снова сходство с туркменским дутаром: "несколько вытянутая, овальная форма корпуса и две струны - характерные черты щипковых инструментов". Так пишет в своих исторических очерках исследователь музыкального искусства Центральной Азии Т.Вызго. На рубеже I-III веков нашей эры лютня получает широкое распространение в Центральной Азии. Звук из нее извлекают двумя способами: щипком пальцев или плектором (медиатором). Ученый В.Бахман отмечает: "Первая глава истории лютни (до второго тысячелетия) представляет нам только лютню с длинным грифом (изображения парфянского ритона из Нисы, росписи Топрак-Гала, терракотовые статуэтки Афросиаба и другие).

Начиная со второй половины второго тысячелетия встречаются лютни самых разных форм - вплоть до выпуклой грушеобразной лютни с коротким грифом".
Центральноазиатская лютня встречается в памятниках культуры Восточного Туркестана, Китая, Северной Индии, Ирана (изображения на серебряных сосудах VII-IX веков). Позже этот музыкальный инструмент покоряет средневековую Европу. Изображения дутара, рубаба, гиджака, дойры и других инструментов в миниатюрной живописи XIV-XVI веков указывают не только на высокий уровень самой музыки, но и на важность ее роли в народной жизни.

А соотнесение с ныне существующими инструментами дает возможность представить богатство темброво-акустических, исполнительско-технических возможностей. Существуют различные версии происхождения самого слова "дутар". По одной - оно образовано из слов: "ду" - два и "тар" - струна. По другой, древний инструмент изначально назывался "туттар". Это связано с тем, что его корпус и гриф изготавливают из тутового дерева. Есть и другое название, совершенно непохожее на предыдущие. Так, в йомудском диалекте этот инструмент именуют "тамдыра", а играющего на нем музыканта - "тамдырчы". Исследователи туркменской музыки предполагают, что "тамдыра" происходит от "танбур" (схожий с дутаром древний музыкальный инструмент, распространенный в Центральной Азии).

И в средневековой туркменской поэзии встречается слово, обозначающее музыкальный инструмент: "Послушай, как о секретах моего сердца расскажут ладами мелодий струны тамдыра" (Хусаймигулы Мурза).На мой взгляд, слово "тамдыра" означает буквально "изготовленный в огне тамдыра (глиняной печи)". Ведь деку дутара сначала сушат в тени, а затем закаляют на огне тамдыра для того, чтобы звучание инструмента обрело звонкость.

У меня есть еще одна гипотеза, основанная на созвучии слов "тамдыра" и "домбра". Последнее, возможно, произошло от "звукоподражательной характеристики" инструмента, распространенного у казахов и кыргызов, а именно: "домбур-домбур", "домбыр-домбыр" или "дыммыр-дыммыр". А у отдельных туркменских племен звуки дутара могли восприниматься как "таммыр-таммыр"...Строение дутара кажется довольно простым. Но его изготовление требует высокого профессионального мастерства. Родиной дутара считают Гекдепе, Гызыларбат, Бахарден и другие районы Ахалской области. Именно там была создана высокая школа изготовления дутаров. По сей день живы в памяти народа имена Гулгельды, Мамметмурата, Хуммета и других уста.

N.B//http://www.turkmenistan.ru/index.cfm?d=344&op=viw