Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Пресс-ОбоЗрение
 
 
  
 


Символы на древнем камне, говорят об исчезнувшей азиатской цивилизации.
Неизвестная письменность

Джон Нобел Уилфорд
Газета Нью-Йорк Таймс 13.05.01



В неожиданно благоприятных условиях окончания холодной войны, российские и американские археологи заявляют, что они обнаружили следы древней цивилизации, которая процветала в Средней Азии более 4000 лет тому назад, прежде, чем она затерялась в истории.
 
  
 

 
  
 

Археологи говорят, что люди, населявшие эту территорию строили в оазисах поселения с внушительными зданиями из глинозёмного кирпича, а также фортификационными сооружениями. Они пасли овец и коз, и выращивали пшеницу и ячмень на орошаемых полях. Они пользовались бронзовыми топорами, производили гончарные изделия тонкой работы, умели наносить изображение на штукатурку и резать по кости, а также изготовляли ювелирные изделия из золота и полудрагоценных камней. Они оставляли предметы роскоши в могилах знати.

Свидетельства существования этого неизвестного народа начали появляться на территориях нынешних Туркменистана и Узбекистана в результате многочисленных раскопок, проводимых археологами Советского Союза, которые проводили огромную работу, но без публикации трудов, за закрытыми границами. Удивительные размеры общества говорили о стадии общественно-экономического развития, общепризнанного как цивилизация. Единственное, чего казалось не доставало, были свидетельства о системах исчисления и письменности.

С окончанием холодной войны американские археологи присоединились к российским в деле исследования региона, и теперь они сообщают, что нашли надписи, показывающие, что эти люди возможно в самом деле имели письменность, или, по крайней мере, экспериментировали с формой протописьма около 2300 г. до н.э.

'Мы переписываем все учебники по истории древнего мира из-за нового политического строя в наше время', - сказал в интервью на прошлой неделе д-р Фредерик Т. Хиберт, археолог из Пеннсильванского Университета, занимающийся раскопками.

Совсем недавно Д-р Хиберт сделал открытие, вызвавшее споры, - он раскопал небольшой каменный предмет с вырезанными на нём 4 или 5 символами или буквами красного цвета, которые явно не имеют никакого сходства с какой-либо системой письменности того времени. Другие ученые согласились, что эти символы не похожи на письмена того периода времени в Месопотамии, Иране или долины реки Инд.

Д-р Хиберт совершил это открытие прошлым летом в развалинах возле Аннау, вблизи туркменской границы с Ираном и всего лишь в 15 км от Ашгабада, столицы Туркменистана. Он рассказал о находках неделю назад на симпозиуме в Пенсильванском Университете, а также вчера на Конференции по проблемам языка и археологии в Гарварде.

'Можно сказать, что мы открыли новую древнюю цивилизацию', - заявил д-р Хиберт. В то время египетские пирамиды стояли всего три столетия, власть в долине рек Тигр и Евфрат переходила от Шумер к Вавилону, а китайцам ещё предстояло создать письменность.

Д-р Виктор Г. Мейер, специалист по древнеазиатским языкам и культурам в Пенсильванском Университете, кто не входил в состав научно-исследовательской группы, сказал о надписи: 'Я определенно думаю, что это - письменность'.

Д-р Мейер добавил, что открытие на развалинах следов развитой древней культуры в регионе, 'где, как думали, лишь пространство и пустота, заполняет огромный пробел в истории' в смысле развития торговли и культурного обмена в Азии в античные времена. Это открытие говорит о том, что люди в Азии, жившие более 4000 лет тому назад, были не такими изолированными, как предполагалось, сказал он, а возможно имели связи по всему континенту.

Десятки развалин поселений недавно обнаруженной цивилизации простираются на восток от Аннау через пустыню Каракум в Узбекистан и возможно в северную часть Афганистана. Это площадь 500-700 км в длину и 100 км в ширину. Поскольку никто не знает, что это были за люди, как они себя называли, археологи дали этой цивилизации прозаичное название: Бактриа-Маргианский Археологический Комплекс (БМАК) (произносится би-мак), следуя древнегреческим названиям этих двух регионов.

Много лет спустя после того, как развалины были погребены в песке, здесь проходил легендарный Шёлковый Путь, караванная тропа, соединявшая Китай со странами Средиземноморья в период со 2-го столетия до н.э. до 16-го столетия н.э. Оазизы, которые служили придорожными станциями для отдыха и пополнения провианта на протяжении Шёлкового пути, также поддерживали цивилизацию БМАК, которая, как предполагается, вела торговлю на всем протяжении полученного по наследству Шёлкового пути Бронзового века.

Д-р Карл Ламберг-Карловски, археолог-ученый из Гарварда, сомневался, что символы на артифакте представляют истинную письменность. Но он сказал, что открытие д-ра Хиберта совпадает с другим исследованием, показывающим, что эта культура разрабатывала систему общения, хотя она так и не достигла уровня сложности в письменности соседних цивилизаций.

До распада Советского Союза зарубежные ученые почти ничего не знали о природе и масштабах культуры БМАК. Сообщения о результатах исследований печатались только в советских научных журналах. В условиях гласности после окончания холодной войны российские археологи охотно делятся своими знаниями и приглашают к сотрудничеству западных коллег. Д-р Хиберт планирует вернуться в Аннау возможно в следующем месяце для проведения дальнейших раскопок, которые будут частично финансироваться Национальным Географическим Обществом.

Д-р Виктор Сарианиди из Московского Института Археологии обнаружил четкую архитектурную модель во многих из развалин. Здания на каждом место-нахождении древнего поселения казались построенными по плану одного архитектора. Самые крупные сооружения походили на огромные жилые комплексы, каждый из которых был размером больше футбольного поля и делился на множество комнат. Эти строения были окружены рядами стен из глинозёмного кирпича, и некоторые стены были до трех метров в толщину. За зданиями были видны следы сельскохозяйственных угодий.

В 90-х годах д-р Хиберт начал копать по-немногу, постепенно добираясь до более глубоких, и потому более ранних, слоёв обживания. В июне прошлого года он был вознаграждён за труды во время раскопок под помещением, как оказалось, древнего административного здания Аннау. Именно там он нашёл символы, вырезанные на куске блестящего чёрного камня, типа угля, размером меньше одного дюйма (1 дюйм = 2,54 см) в поперечнике.

Археологи полагают, что это была печать, которую в античные времена обычно использовали в коммерции для метки груза по его содержимому и владельцу. На месте древнего поселения также были найдены много кусочков глины, использовавшихся для опечатывания сосудов и пакетов.

Ученые, анализирующие древесный уголь, найденный с артифактами, относят материал к 2300 г. до н.э. до того, как были построены более крупные поселения. Американцы, по датам полученным радиоуглеродным методом, установили, что культура БМАК присутствовала в Средней Азии с 2200 г. до н.э. до 1800 г. или 1700 г. до н.э. Исследования российских учёных недооценили античность этой культуры примерно лет на 500.

У себя в Пенсильванском Университете д-р Хиберт показал символы коллегам, и они были озадачены. Они сказали, что символы были не похожи на месопотамскую клинопись, всеми признанную как самую раннюю систему письма, или на протоэламскую письменность на Иранском плато.

Д-р Грегори Л. Поссел, специалист по индийской археологии в Пенсильванском Университете, сказал, что форма артифакта не совпадает с формой индийской печати, и только один знак, возможно, может быть отнесен к индийской письменности.

'Похоже, что это какая-то письменность', - сказал на прошлой неделе д-р Поссел. 'Она уникальна, насколько я могу судить'.

Д-р Мейер заверил д-ра Хиберта, что символы были не китайские, если этот артифакт такой ранний, как был датирован. Китайское письмо, полагают, появилось несколько сотен лет спустя.

Каково бы ни было происхождение этого артифакта, сказал д-р Мейер, тип символов и малое число насечек, использованных для создания каждого символа, 'заставляют меня думать, что эта система письма уже достаточно абстрактная, а не пиктографическая'.

Д-р Хиберт не так уверен. Он проявляет осторожность, говоря, что данного свидетельства пока недостаточно, чтобы определить, является ли это развитой системой письма или древние люди узнали где-то о существовании письма и экспериментировали на своей собственной системе. Он сделал предположение, что вырезанная печать включала символ титула, маркер для обозначения категории последующего слова, которому предшествовали четыре символа, образующих слово или слова.

О единственном другом примере возможной письменности народа БМАК сообщил два года назад д-р И.С. Клочков из Института Археологии в Санкт-Петербурге. В развалинах Гонурвита он нашёл черепок, на котором оказались четыре буквы неизвестной письменности и языка. Другие российские исследователи обнаружили признаки того, что люди культуры БМАК наносили обозначения условными знаками на гончарных и глиняных изделиях.

У учёных имеется много вопросов об этой новой древней цивилизации, в основном, откуда пришли эти люди, какое влияние они имели на современников и что случилось с ними.

Д-р Хиберт полагает, что эта культура возникла вблизи Аннау, у подножья гор вдоль ирано-туркменской границы, где есть следы более ранних поселений. Д-р Сарианиди оспаривает эту точку зрения, говоря, что корни этой цивилизации в Турции. Другие учёные указывают на свидетельство того, что эти древние люди могли мигрировать с севера.

Причины упадка цивилизации БМАК - еще одна тайна, покрытая мраком неизвестности. 'Почему это произошло, остаётся неясным', -сказал д-р Ламберг-Карловски из Гарварда. 'Характерная архитектура, фортификационные сооружения исчезают спустя несколько столетий. Большая часть предметов роскоши исчезает. Наблюдается упрощение в архитектуре. Возможно люди обращаются к меньшим по размеру поселениям или они оставляют их и растворяются в других культурах'.

Но до тех пор в стране и во времени, о которых до недавнего времени археологи не подозревали, цивилизация расцветала, а затем исчезла, оставив крошащиеся стены из глинозёмного кирпича и загадочные символы на кусочке камня.

 
  
 


Анау открывает новую грань древней Туркмении
Неизвестная письменность

Интервью с Фредриком Хибертом.
Госагентство Туркмен хабарлары. 24.05.01


Имя куратора Музея археологии и антропологии университета Пенсильвании (г.Филадельфия, США) профессора Фредрика Хиберта в последнее время не сходит со страниц западной прессы в связи с его докладом о сенсационных результатах археологических раскопок в Анау - местности, расположенной в 12 километрах восточнее Ашхабада. Теперь можно получить информацию о событии, наделавшем столько шума, из первых рук.
 
  
 


- Благодаря археологии можно уверенно обозначить тысячелетие, в течение которого общины первых земледельцев и скотоводов образовали более крупные объединения, впоследствии ставшие основой цивилизации со всеми присущими ей признаками. К таковым относятся оформившаяся государственность, существование городов и наличие письменности.До сих пор в нескольких древних оазисах в бассейнах рек Мургаб, Теджен, а также в зоне горных ручьев Прикопетдагской долины, археологи неизменно отмечали два первых фактора, однако явных признаков письменности до эпохи Александра Македонского не обнаруживалось. Вот почему такое важное значение имеет открытие, сделанное нами в прошлом году во время раскопок в Анау.


Мы - это совместная туркмено-американская экспедиция, созданная еще в 1993 году для исследования двух анауских холмов, которые принято называть Северным и Южным. Цель нашей программы - определение взаимосвязи между развитием древней культуры и окружающей средой, начиная с периода самых ранних поселений, возраст которых достигает семи тысяч лет, и заканчивая поздним средневековьем, то есть сравнительно недавним прошлым. Эта программа представляет интерес не только для научных кругов, но и для более широкой публики, ведь она касается такой актуальной темы, как изучение адаптации человека к меняющимся природным условиям.

Кроме сугубо археологических работ в рамках нашей программы проводятся антропологические, палеоботанические и палеозоологические изыскания. Мы пытаемся выяснить, в какой мере изменения климата и состояние экологии влияли на развитие культуры. Мы проводим также различные лабораторные исследования.Применяя новейшие научные методы и технологии, мы научились устанавливать точную хронологию археологических напластований раскапываемых памятников, без чего не могут быть правильно поняты и расставлены на шкале времени многие культуры мира.

Мне приятно отметить, что первооткрывателем памятников Анау для научного мира стал мой соотечественник, американский ученый Рафаэль Пампелли, который приехал сюда в 1904 году, уже в преклонном возрасте (ему было тогда 73 года). Когда Фонд Карнеги в Вашингтоне организовал для него возможность проводить раскопки в Анау, Пампелли, несмотря на то, что сам был геологом, а не археологом, с большим энтузиазмом решил использовать этот шанс, ведь он еще раньше обратил внимание на Туркменистан как на место, где вполне может быть открыта неизвестная науке цивилизация. Он пригласил в свою экспедицию опытного археолога Губерта Шмидта, который в свое время работал с легендарным Генрихом Шлиманом.

Раскопки северного и южного холмов Анау, предпринятые экспедицией Пампелли почти 100 лет назад, подтвердили его догадки. Нашлись многочисленные признаки существовавшей здесь высокой культуры, такой же древней как Вавилон и даже более старой, чем Египет эпохи фараонов. Тогда это вызвало сенсацию. В 1908 году в Вашингтоне были изданы два огромных тома, где Пампелли обосновал, что люди начали осваивать территорию оазиса Анау с 5000 года до нашей эры. Эти материалы на много лет стали главным источником для изучения древнеземледельческих культур Южного Туркменистана, которые с тех пор называются анаускими.

Северный холм Анау вновь стал предметом серьезного изучения лишь спустя 70 лет после Пампелли. Туркменскому археологу Какамураду Курбансахатову удалось тогда существенно скорректировать ранее принятую хронологию анауских напластований и получить более детальную и точную картину сменявших друг друга периодов обживания этого комплекса. Всего их обнаружилось двадцать и они охватывают ранний и средний энеолит, то есть время, отстоящее от нас на пять- семь тысячелетий. И вот уже 7 лет мы работаем вместе, сосредоточившись на Южном холме. В его верхних слоях обнаружилась мощная платформа, видимо служившая частью крепостного сооружения эпохи железа. Именно в железном веке (первое тысячелетие до нашей эры) эту территорию захватили Ахемениды и нашли ее великолепной для контроля караванной торговли вдоль Копетдагского хребта. В самом деле, если обратить внимание на географическое положение Анау, то можно заметить, что именно здесь своеобразный коридор между Каракумами и Копетдагом сильно сужается.

Есть основания полагать, что несколько позже, в парфянскую эпоху, именно здесь располагался город Гатар, упоминаемый древнегреческим путешественником Исидором Харакским.Но вернемся к самой удивительной находке из анауских раскопок 2000 года, ставшей поводом для нынешних многочисленных статей в газетах и сообщений в Интернете после того, как две недели назад я сделал доклады на семинарах в Пенсильванском и Гарвардском университетах. Найденная нами миниатюрная каменная печать (ее стороны едва превышают один сантиметр) содержит вырезанные на ней письмена, не похожие ни на одну известную науке систему письменности. Конечно, о дешифровке этих знаков пока нет и речи, но в том, что здесь мы видим буквы неведомого нам алфавита, сомневаться не приходится.Когда я показал востоковедам в Америке фотографии этой печати, они были озадачены.

Ясно, что это не месопотамская клинопись, до сих пор считавшаяся самой ранней системой письма, и это не протоэламское письмо, существовавшее когда-то на Иранском плато. Специалисты по индийской археологии отметили, что форма анауской печати не совпадает с формами известных печатей из Индии и лишь один знак чем-то напоминает букву древнеиндийской грамоты. Специалисты по древнекитайской цивилизации также заверили меня, что символы здесь явно не китайские, ведь в Китае письменность появилась спустя несколько столетий после того, как была сделана печать из Анау. Мой коллега из Университета Пенсильвании доктор В.Мейер высказал мнение, что каково бы ни было происхождение этой печати, тип символов и малое число насечек, использованных для создания каждого знака, заставляет думать, что эта система письма уже достаточно абстрактная, а не пиктографическая. Я не хочу спешить с выводами, ведь нашей находки еще недостаточно, чтобы уверенно делать какие-то обобщения, нужно продолжить интенсивные поиски, причем не только в Анау, но и на соседних памятниках.

Они столь же древние, однако их до сих пор еще не касалась лопата археолога. Единственное, что я осмелюсь предположить относительно содержания нашей находки, это то, что она, будучи чьей-то личной собственностью, включала обозначение титула владельца, маркер для обозначения категории последующего слова, которому предшествовали четыре символа, образующих слово или фразу.Одно несомненно - последние результаты раскопок в Анау будут способствовать фундаментальному пониманию места Туркменистана и Центральной Азии в евразийской системе древних цивилизаций. Материалы этих раскопок после их тщательного анализа займут достойное место на витрине в Национальном музее Туркменистана.

http://www.ashga.sitecity.ru/ltext_1107004231.phtml?p_ident=ltext_1107004231.p_1107004501