Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Пресс-ОбоЗрение
 
 
  
 


Гордость нации
К 500 - летию Байрам хана Туркмена.

Мухаммед Айдогдыев
Газета Нейтральный Туркменистан 09.06.2000

Отношения между народами Туркменистана и Индии уходят в глубь истории. Во время раскопок древних памятников Туркменистана найдены археологические материалы, характеризующие торговые и культурные связи нашей страны и Индии. В результате многолетних археологических исследований на юге Туркменистана установлено, что древние цивилизации Алтындепе и Хараппы в Индии поддерживали торговые связи.

Изделия из слоновой кости, некоторые каменные бусы, найденные на территории подгорной полосы Копетдага, были завезены из Индостана. Предметы из слоновой кости, найденные в Алтындепе, имеют орнаменты, аналогичные изделиям из Хараппы и Мохенджо-Даро. При раскопках древних земледельческих поселений Южного Туркменистана был обнаружен ряд печатей, находящих аналоги среди материалов Харапской культуры. Таким образом установлено, что в эпоху бронзы существовали прямые пути, идущие из Хараппы и Мохенджо-Даро к Южному Туркменистану.

Археологические исследования показали, что в древней Маргиане были буддийские общины. Около буддийской ступы в Мерве найдена прекрасная расписная ваза, внутри которой были древнеиндийские рукописи. Обнаружены и каменные скульптурные предметы, принадлежащие Гандхарской школе (северо-западная часть древней Индии). Характерно, что бессмертный древнеиндийский эпос "Махабхарата" был впервые в полном объеме издан на русском языке в Туркменистане в превосходном переводе видного туркменского ученого Бориса Леонидовича Смирнова.

Выдающиеся туркменские поэты, мыслители - Махтумкули, Азади и многие другие черпали вдохновение из источников великой индийской культуры, философии, гуманистических традиций. Как мы знаем из истории, в прошлом туркмены возглавляли многие госудаpства не только на территории современного Туркменистана, но и далеко за его пределами.

Еще до Байрам хана на территории Индии находилось госудаpство, которым правили представители туркменского племени халаджев. Они установили свою власть на земле Индостана еще в начале XIII века. А один из представителей этого племени Мухаммет Бахтияр Хилджи (Халаджи) распространил свое господство на Восточную Индию. Основателем династии Хилджи (халаджев) стал Джалал уд-дин Фируз Хилджи. Следующим правителем Делийского султаната стал его племянник Ала уд-дин Хилджи. К 1305 году он оказался властителем всей Северной Индии, за исключением Кашмира и Ассама.
 
  
 


При Ала уд-дине была сооружена новая ограда пятничной мечети "Кувват уль-Ислам" (Мощь ислама") в Дели. На восточной стороне ограды были поставлены двое ворот; северные и южные стороны также имели ворота. На южной стороне ворота хорошо сохранились до наших дней, они известны как "Ворота Ала уд-дина Туркмена Хилджи" (ала-и дарваза). Геометрический орнамент, вырезанный по камню, и пояса надписей, выполненные в белом мраморе в интерьере ворот, совершенство пропорций превращают Ала-и дарваза в один из шедевров средневековья.

После смерти в 1316 году Ала уд-дина султаном Дели был провозглашен его сын Кутб уд- дин Мубарак. В 1320 году началась эпоха правления новой династии Туглаков (Тогалаклар). Ее первым представителем стал султан Дели Гияс уд-дин Туглак Туркмен. Одиннадцать поколений этой династии правили делийским султанатом до начала XV века. По мнению многих ученых средневековья, Гияс уд-дин Туглак принадлежал к туркменскому племени салыр, предки которого жили на территории Хорасана, Ирана, Афганистана и Китая. Еще при Ала уд-дине Хилджи Гияс уд-дин Туглак туркмен был известным человеком, благодаря успешной борьбе с монголами он стал легендарным полководцем своего времени.
 
  
 

В 10-ти километрах к югу от Дели лежат развалины Туглакабада, столицы-крепости, построенной Гияс уд-дином Туглаком. Здесь находились сокровища и дворцы Туглака. В начале XV века империя Туглаков распалась. А в XVI веке огромную роль в истории Индии сыграл великий полководец, философ, поэт, одаренный сын двух народов Мухамед Байрам хан Туркмен. Его предки были из племени бахарлы гарагоюнлынских туркмен, которые в XV веке образовали крупное госудаpство на северо-западе Ирана и юге Азербайджана.

Предки Байрам хана, являясь госудаpственными служащими при Тимуридах в провинциях Хамедан, Курдистан и Динавур, показали себя храбрыми воинами. Дед Байрам хана по материнской линии служил при дворе султана Хусаина Байкара (1471-1526), правителя Герата. Байрам хан родился в начале XVI века в Бадахшане. Точная дата его рождения пока не установлена, кропотливую работу в этом плане ведут как индийские, так и туркменские ученые. В монографии видного индийского ученого, уроженца Восточной Бенгалии профессора Сукумара Рея "Байрам хан" утверждается, что Байрам хан родился приблизительно в 1497 году.

Байрам рано осиротел, его семья переезжает в Балх, там юноша получает необходимые знания, глубоко овладевает военным делом, которое стало его судьбой. Видя, с каким упорством он овладевает различными видами оружия того времени, правители принимают его на службу для участия в походах. Основатель династии сефевидов Исмаил Хатайы (1486-1524) был выходцем из туркмен и собирал свое войско из соплеменников. Байрам не остался в стороне. Он участвовал в битвах за Бухару и Самарканд. Позже он находился на службе у Бабура, их сближало увлечение поэзией. Как отмечают историки того времени, Байрам был жизнерадостным, веселым джигитом, Он любил музыку и познал глубокие основы этого искусства.

Кроме того, он хорошо знал поэтику, логику, достиг совершенства в стихотворчестве. Знаменитые ученые, поэты и музыканты того времени тесно общались с ним. По мнению Байрама, у джигита должны быть три высших принципа: - умение вести себя при правителях; - угождая обездоленным-беднякам, помогать им; - умение правильно высказывать свое мнение среди ученых. Бабур был под сильным впечатлением от способностей Байрама, давал ему ответственные поручения.

Способности юноши привлекли внимание сына Бабура принца Хумаюна, который просил своего отца отдать Байрама ему в услужение. Бабур дал свое согласие. Благородные манеры Байрама, его верная служба, поэтические способности, а также знание музыки очень понравились принцу, и он сделал Байрама своим близким другом. Сукумар Рей приводит высокую оценку качеств Байрама, данную его современником Ахмадом бин Бахбала: "Он демонстрировал свои знания на собраниях, доказывал отвагу и военное умение в сражении и таким образом завоевал близость и дружбу принца и стал одним из выдающихся придворных Бабура".

После того, как Хумаюн стал императором, байрам хан занимает более высокое положение в госудаpственном управлении, становится видным военачальником. Во время бенгальского похода войск Хумаюна против афганского правителя Ширшаха Байрам хан ценою огромных усилий и мужества смог благополучно вывести свое войско из окружения противника. А в битве при Канауджи Байрам хан попал в плен к Ширшаху, который многими посулами и обещаниями старался привлечь на свою сторону этого храброго молодого джигита, но тщетно.

За большие успехи, достигнутые при взятии Кандагара и Сирхинда Хумаюн воздал своему воеводе Байрам хану огромные почести. К имеющемуся уже титулу "хан" за прошлые героические дела Байрам хану дается высшее звание в войсках хан-ханан (хан ханов). Байрам хан назначается опекуном маленького принца Акбара - сына Хумаюна. Как утверждает Сукумар Рей, в этот период Байрам хан занял выдающееся положение и стал главным вельможей Хумаюна, фактически встал у руля власти. Интерес индийской истории могольского периода фокусируется больше на байраме, чем на Хумаюне. с тех пор история Индии могольского периода есть биография Байрам хана.

После смерти Хумаюна престол занимает юный Акбар, а делами войска и госудаpства занимается Байрам хан. Он принимает ряд решительных мер в стране и в войсках, устраняет негодных чиновников. Добившись крепкой дисциплины в войсках, Байрам хан стремится к совершенствованию боевых качеств нукеров. Он возражает против отступления в Кабул, накануне битвы в Паните выступает перед нукерами, воодушевляя их на победу.

Байрам хан решает обзавестись семьей. Его выбор остановился на Селиме Солтан бегим - дочери сестры Хумаюна. Этим самым Байрам хан входит в родство с правящими кругами госудаpства. Женитьба туркменского джигита на шахской дочери, огромный авторитет при дворе, высокое служебное положение, слава, добытая в сражениях, давали немалые преимущества. Инициатором женитьбы Байрам хана на Селиме Солтан был Хумаюн. В некоторых исторических трудах эта женитьба характеризуется как стремление Байрам хана породниться с могольским шахом.

Но следует иметь в виду и другое обстоятельство - Селиме принадлежала к туркменскому племени гарагоюнлы, кроме того, она была близкой родственницей Байрам хана. Селиме Солтан была одной из самых видных женщин во дворце. О ее уме и красоте с восхищением писали Абул Фазл и другие авторы. Дочь Бабура Гулбеден бегим в своей книге "Хумаюннаме" писала о Селиме Солтан: "Она была очень образованной женщиной: имела поэтический псевдоним "Махфи" и отличалась воспитанностью, гордым достоинством и высоким уровнем достижений".

Ко времени замужества Селиме уже в совершенстве владела словом - была поэтом, преподавала грамоту придворным дамам, обучала их истории и литературе. Любовь к поэзии, литературе, безусловно, сблизили ее с байрам ханом - известным поэтом, философом. Женитьба Байрам хана на Селиме усиливает чувство зависти у придворной знати, которая и без того неприязненно относилась к успехам этого отважного, талантливого полководца. Начались склоки, сплетни, кляузы. окружавшие юного Акбара родственники старались посеять раздор между ним и Байрам ханом Туркменом.

В 1560 году молодой правитель заявил своему опекуну Байрам хану, что он желает один править госудаpством. Основное свое войско он переместил в другое место, оставив Байрам хану небольшое количество нукеров. Во дворце моголов происходит ряд изменений. Устраненные Байрам ханом люди возвращаются на прежние места, клевета на него еще более усиливается. В январе 1561 года по дороге в Мекку Байрам хан был предательски убит врагами. Тело Байрам хана привозят в Дели и хоронят с большими почестями, воздвигают на его могиле надгробье.

Через некоторое время родственники перезахоронили Байрам хана в Мешхеде. Байрам хан Туркмен оставил богатое творческое наследие -великолепные туркменский и персидский "Диваны" (сборники стихотворений) - газели, рубаи, кадысы... Обширные знания Байрам хана в разных отраслях науки - философии, астрономии, медицине, мусульманской юриспруденции, его хорошая осведомленность в истории литературы позволили ему создать и так называемые "ученые стихи".

Его творчество до недавнего времени оставалось малоизвестным, хотя туркменский и персидский "Диваны" поэта были изданы в Калькутте в начале XX века английским ориенталистом Денисоном Россом. А в XVI веке о творчестве Байрам хана Туркмена писал в своем летописании "Табакат-е Акбари" придворный чиновник императора Акбара Низамаддин Ахмед Герати, затем и другие авторы. После смерти Байрам хана Акбар забирает к себе во дворец жену Байрам хана и его четырехлетнего сына Абдурахима, берет на себя воспитание Абдурахима.

Так маленький Абдурахим оказался при могольском дворе, где получил дворцовое воспитание и блестящее образование. Он в совершенстве изучил фарси, арабский, турецкий, санскрит, хинди, урду и родной туркменский языки. По дошедшим до нас сведениям, уже в 11 лет Абдурахим без помощи учителей сочинял стихи на этих языках. В 1576 г. император Акбар назначил Абдурахима губернатором богатейшей области Индии Гуджарата.

За благородство, бескорыстность и в знак признательности за службу госудаpству император Акбар в 1579 г.назначил Абдурахима на должность "мирадж", которая давалась лишь самым доверенным людям, а затем сделал его опекуном своего сына Селима. В 1583 г. в Гуджарате вспыхнул мятеж. Абдурахим, благодаря своей необычной храбрости, мужеству и воинским способностям, одержал блестящую победу над мятежниками. Вдохновленный победой, Акбар присудил Абдурахиму титул его покойного отца - хан- ханан.

В 1589 г. император Акбар назначил Абдурахима на должность векиля (премьер-министра) госудаpства. В том же году Абдурахим перевел с турецкого на персидский "Бабурнаме". Абдурахим хан-ханан преданно служил госудаpству Великих Моголов. Он умер в 1628 году в возрасте 72 лет. Абдурахим хан-ханан был выдающимся военачальником, госудаpственным деятелем и дипломатом. Но в истории он приобрел
известность и как прекрасный поэт, знаток 13 языков. Популярность Абдурахима - поэта огромна, он занимает видное место в индийской литературе, его поэзии посвящены многочисленные труды ученых.

В его поэтическом наследии имеются стихи на персидском и туркменском языках. Байрам хан Туркмен и его сын Абдурахим дороги как туркменскому, так и индийскому народам, их имена занимают достойное место в истории средневекового Востока.