Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Пресс-ОбоЗрение
 
 
  
 


Великое открытие в старой дельте Мургаба
Древняя письменность

Интервью с Виктором Сарианиди.
Госагентство Туркмен хабарлары. 20.10.01.



 
  
 


Археологи, работающие сейчас в Каракумах, сделали поистине великое открытие. Впервые за многие годы раскопок, которые ведет Маргианская археологическая экспедиция под руководством доктора исторических наук, профессора В.И.Сарианиди, в одном из погребений эпохи бронзы в некрополе Гонур-депе (Каракумский район Марыйской области) обнаружена каменная цилиндрическая печать, которая сохранила типичное для древнего Востока изображение человека в единоборстве со стоящим львом и вертикальной клинописной надписью, записанной в три колонки.

Подобные письмена встречались археологам в основном только в Месопотамии (современный Ирак), но их еще никогда не находили в Туркменистане и на территории других государств региона.


Об этом и других своих открытиях нынешнего полевого сезона в интервью корреспонденту агентства Туркмен хабарлары рассказывает Виктор Иванович САРИАНИДИ.

- В этом году нам действительно сильно повезло. Туркменская земля, таящая в своих недрах не только природные богатства в геологических отложениях, но и бесчисленные свидетельства жизни сотен тысяч поколений предков туркмен, оставшиеся в культурных слоях, вновь приоткрыла некоторые из своих тайн, вознаградив нас за долгие месяцы труда под палящим солнцем и пронизывающим ветром. Почти тридцать лет мы ведем крупномасштабные археологические исследования в старой дельте реки Мургаб - там, где сейчас проходит граница между орошаемыми полями с посевами хлопчатника и песчаной пустыней. Здесь, на городище Гонур-депе, рядом с уже раскопанными остатками царского дворца и огромного по площади храмового комплекса, расположен некрополь.

Совместно с нашими итальянскими коллегами из Научно-исследовательского центра Лигабуе уже изучено около трех тысяч древних могил, относящихся ко времени от последних столетий третьего тысячелетия до середины второго тысячелетия до нашей эры. Два года назад, когда раскопки подошли к южной окраине некрополя, совершенно неожиданно для самих археологов среди могил с погребениями древних людей на глубине чуть больше полуметра от современной поверхности была обнаружена могила жеребенка, лежащего в полном анатомическом порядке, подобно погребенным рядом людям, на правом боку, в общем северном направлении, с одним, но существенным отличием - без головы.

 
  
 


Совершенно очевидно, что голова была преднамеренно отделена от тела жеребенка - это указывает на сложные ритуальные обряды, связанные с культовыми захоронениями животных, занимавших особое положение в среде местного населения. Тот факт, что в могиле был захоронен именно жеребенок (а не взрослая лошадь) не оставляет никаких сомнений - это было уже домашнее животное, которое родилось здесь, а не попало со стороны.

Настоящие сюрпризы ждали нас в этом году. Во время весеннего сезона в Гонур-депе среди множества найденных изделий оказались бронзовые, серебряные и фаянсовые сигнальные трубы - духовые музыкальные инструменты с широким раструбом. Иногда в середине их делались скульптурные изображения человеческих лиц, выполненные с большой долей реализма.

Раньше археологам попадались такие рожки во время раскопок древней Бактрии (Северный Афганистан), но до сих пор ни одного подобного предмета не удавалось встретить в Маргуш. А теперь в наших руках сразу 5 рожков! Но в чем, собственно, их особенность? А дело в том, что во втором тысячелетии до нашей эры эти звучные инструменты использовались исключительно для тренинга лошадей. Стало быть, важность находки не только в том, что она лишний раз свидетельствует: лошадь в Маргиане эпохи бронзы была уже давно одомашнена, причем коней разводили не для тяжелой работы. Эти благородные и в то время еще довольно экзотические животные принадлежали, судя по всему, элите древнего общества. Кони служили парадным целям, их дрессировали и обучали выездке, а в особых случаях, как уже отмечалось, приносили в жертву богам.

Последние сомнения скептиков относительно коневодства в архаической Стране Маргуш исчезли после того, как следом за рожками в одной из богатых могил гонурского некрополя нашлась миниатюрная бронзовая скульптура в виде головы лошади с длинной шеей, настороженно поднятыми ушами и большими, как у ахалтекинца, глазами. Это совершенно уникальное изделие при длине всего в 7 сантиметров являлось навершием деревянного посоха, который, конечно, истлел за тысячи лет пребывания в земле. Само изваяние сильно потрескалось от времени, но отнюдь не утратило рельефности и выразительных очертаний, с большим искусством переданных древним мастером.

Итак, есть все основания считать, что по крайней мере на рубеже III-II тысячелетий до н.э. т.е. свыше 4000 тысяч лет назад древние племена Туркменистана уже были знакомы с коневодством и разводили в своем хозяйстве домашних лошадей. Не доказано, но в высшей степени вероятно, что тем самым было положено начало селекции элитарных пород, что, в конечном счете, привело к созданию ахалтекинской родословной.
Что касается открытия резной цилиндрической печати с клинописью, могу сказать следующее. Такие каменные цилиндры, прокатанные по сырой глине, использовались в древности вместо личных подписей, клейма владельца или официальной печати. Наша находка датируется третьим тысячелетием до нашей эры и стала теперь древнейшим образцом настоящей письменности среди обнаруженных до сих пор в Центральной Азии. Если найденная ранее в Анау еще более старая печать содержит неизвестные науке знаки, которые не поддаются дешифровке, текст из Гонур-депе вполне может быть прочитан, так как здесь использован алфавит, хорошо известный лингвистам, изучающим древние системы письма.


Кстати, ключ к дешифровке клинописи был найден ровно 200 лет назад, в 1802 году, немецким ученым Георгом Фридрихом Гротефендом. Это был настоящий триумф науки, ведь раньше никто не понимал значения знаков на глиняных табличках из Вавилона, похожих на следы птиц, пробежавших по мокрому песку.Конечно, лингвистам предстоит приложить еще немало усилий, чтобы выяснить содержание найденного в Гонур-депе документа, но сам факт его обнаружения имеет огромное значение для изучения древнейших пластов культуры туркменского народа. Найдено то самое недостающее звено, которое замыкает логический ряд признаков, определяющих наличие в Туркменистане высокой цивилизации древневосточного типа.

Цивилизация - это комплексное понятие, состоящее из множества разных компонентов. Это экономика и хозяйство, техника и искусство, обычаи и законы, нравы и верования, языки и письменность. Исследуя цивилизацию Маргуш, мы последовательно находили признаки всех этих явлений. Обилие керамики, так и непревзойденной позднее по качеству и изяществу форм, свидетельствует о высоком уровне местного производства в ту далекую эпоху. Поражающая воображение монументальная архитектура маргушских дворцов и храмов в Тоголок-депе и Гонур-депе говорит о том, что здесь уже тогда существовал хорошо организованный государственный строй. Духовным потребностям маргушцев служила одна из ранних форм зороастризма - первой в мире религии откровения, то есть полученной пророком от Бога.

Я говорил и раньше, а теперь, когда мы имеем на руках образец письменности, повторю вслед за американской газетой 'Бостон глоб' с еще большей уверенностью - древний Туркменистан и в первую очередь плодородная и густонаселенная в прошлом долина руки Мургаб, наряду с Месопотамией, Египтом, Индией и Китаем, является пятым центром мировой цивилизации.Искусство Страны Маргуш, открывшееся миру лишь в последние годы, пока еще мало знают за рубежом, а между тем, оно представлено теперь богатой коллекцией великолепных произведений древних ювелиров, которые мастерски пользовались золотом, серебром, бронзой, полудрагоценными камнями, слоновой костью. Эта коллекция, которой позавидуют самые крупные музеи Европы и Америки, стала теперь достоянием туркменского народа. Поразительно, что многие элементы культуры Маргианы эпохи бронзы, отстоящей от нас в среднем на 5 тысяч лет, чудом сохранились и в генетической памяти туркмен, в их национальных традициях и обрядах, в их неповторимом декоративно-прикладном искусстве. Это ли не самое убедительное материальное свидетельство глубочайших исторических корней нации, ее органической связи с этой благодатной землей?