Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Пресс-ОбоЗрение
 
 
  
 


Древний город Абиверд

Ахмет Халмурадов
Нейтральный Туркменистан.
11.01.02

Древняя туркменская земля обладает редким и уникальным богатством - археологическими раритетами, свидетельствующими о некогда процветающих в мировой истории, культурных центрах, таких, как Ниса, Мерв, Дехистан, Анау, Амуль. Одним из них является город Абиверд.По имеющимся историческим источникам, Абиверд еще в IV-V веках был известен как город, в котором процветала земледельческая и ремесленническая культура. При исследовании развалин Абиверда были выявлены кварталы ремесленников, где археологи находили различные поделки из металла, ювелирные украшения для женщин, конское снаряжение.

Найденные при раскопках керамические изделия свидетельствуют о высоком уровне гончарного дела в Абиверде. В географических сочинениях средних веков Абиверд характеризуется, как город с плодородной землей и богатыми урожаями. Развитая культура земледелия и производство ремесленных изделий способствовали, в свою очередь, развитию торговых отношений: Абиверд славился пышным базаром и мечетью. Но самым примечательным было то, что Абиверд чеканил собственные монеты - свидетельство его экономической мощи и самостоятельности.

Исходя из сочинений арабо-персидских историков, можно сделать вывод, что расцвет культуры Абиверда приходится на средние века, которые, в свою очередь, связаны с именами туркмено-сельджукского султана Тогрул бега и газневидских султанов - Махмуда и Масуда.Поскольку древний город Абиверд покрыт культурным слоем позднего периода, трудно установить архитектурный тип и планировку городских кварталов. В центральной части города, недалеко от цитадели, был частично выявлен ряд колодцев, водоемов, арыков, свидетельствующих о централизованном водоснабжении.

Без стабильного археологического изучения вопросов, касающихся городской жизни Абиверда, многие тайны его истории остаются до сих пор нераскрытыми.Всего в восьми километрах западнее Каахка, почти посередине между столицей Туркменистана Ашгабатом и центром Марыйского велаята городом Мары, находятся развалины древнего городища, в незапамятные времена культурного и торгового средоточия северного Хорасана - Абиверда-Баверда. Более двух тысяч лет назад наименование этого города появилось в анналах истории: римляне Юстиниан и Плиний писали о нем как о столице одного из аршакидских правителей Тиридата-Дара у подножия горы Запаортенон или город Апаварктикена.

Знаменитый христианский историк Исидор Харакский назвал его Апаварктике, прослеживая происхождение имени от слов 'Апавар' и 'Ратке'. В то время Абиверд представлял неприступную крепость, стены которой выдерживали достаточно мощные атаки степных кочевых племен. Сасаниды укрепили значение города, правителя которого называли Бахманом, практически рядом с ним были возведены крепости шахиншахов Йездигерда и Пероза. Интересен факт, что в Абиверде большую роль играла несторианская церковь, в частности, имена епископов Абиверда, а также городов Туса, Абаршахр, Мерв, Гурген, Мерверуд упоминаются в летописях церковных собраний 499 года, правление Джамасба и 553 года правление Джасалик Юсуфа.

Начиная с XVI века, в связи с вторжением на территорию Абиверда узбекских племен из районов Хивы и Бухары, возникло тюркское название 'Этек', означающее 'предгорье'. под этим названием был объединен практически весь современный Ахалский велаят (в древности - города Абиверд-Ниса-Серахс). Тогда же появилось и название Даг Бою ('горное место') и Су Бою ('водное место') в нижней части Амударьи. Существует несколько версий относительно названия Абиверда.

Средневековый историк Якут пишет, например, что основателем крепости, пожалованной ему как 'икта' (дарственная земля, вместо жалования за военные походы), был Бавард сын Гударза, получивший ее от Кейкабуса.В этот период Абиверд переживал расцвет, что подтверждается записями средневековых историков. Ибн Хордадбеу пишет, что земельный налог Абиверда составлял 700 тысяч серебряных драхм, а Максиди отмечал, что Абиверд являлся более развитым и оживленным административным центром, нежели Ниса.

Вокруг Абиверда были расположены менее крупные культурные центры, находившиеся в подчинении центра, среди них историки упоминают Санган, Мехне, Кофан, Азджа, Базан, Харвалджабал, Шокан. Все эти поселения находились на территории современного Каахкинского этрапа.Начиная со времени правления халифа Османа в 652 г. Абиверд становится 'яблоком раздора' между различными арабскими халифами, буквально через каждые пятьдесят лет город сотрясают военные вмешательства, наиболее значительные из которых связаны с именами Готайбе ибн Мослем Бахали и Абу Мослем Хоросани.

Во время династического правления Аббасидов Абиверд находился в подчинении у Хорасана. Но в 801 г., в период нахождения у власти легендарного халифа Харуна ар Рашида, Абиверд был охвачен восстанием под предводительством местного военачальника Абул Хасиба, воле которого подчинились такие мощные города, как Тус, Нишапур, Мерв и Серахс.Династический шлейф Абиверда простирался над фамилиями Тахиридов, Саффаридов, Саманидов, последний представитель которых Абу Ибрахим Исмаил Самани по прозванию 'Монтасар' безуспешно пытался сохранить политическое влияние над городом, но потерпел поражение под ударами войска Хорезмшахов.

Самым жестоким и разрушительным для Абиверда стало нашествие монголо-татар под предводительством старшего сына Чингиз-хана Тули-хана, который без преувеличения сравнял цветущий, окруженный мощными крепостными стенами, город с землей. 1221 год стал для Абиверда знаком безвременья и постепенного ухода в небытие. И уже только в 1404 г. (807 г. хиджры) один из путешественников упоминает Абиверд как довольно крупный город, не защищенный ни с одной из сторон укрепленными стенами.

В период правления Надир-шаха Абиверд находился в подчинении иранского государства, более того, многие историки того времени называют этот город его родиной.Сегодня Абиверд предстает перед нами небольшим поселком, находящимся в 117 километрах от Ашгабата. И только мягкие очертания древних строений приглушенно повествуют о драматической истории города. Время оставило нам довольно скромные свидетельства о былой его мощи и роскоши, но имена великих представителей мусульманской культуры, уроженцев Абиверда мы можем и обязаны назвать: известного мудреца-арифа Абусаида Абулхаира, великого поэта и ученого, одного из панегиристов султана Санджара Анвари Абиверди, поэта и ученого, знатока религии Абиверди Куфени, ученого-математика Абиверди Кашани и многих других.


 
  
 


Древности страны Маргуш попали в музей

Дайджест
Вестник "Новости Туркменистана" 17.12.2001


Более 300 образцов керамических изделий II тысячелетия до нашей эры
поступили в фонды Марыйского велаятского (областного) объединенного музея. Предметы культа и быта эпохи бронзы найдены были нынешней осенью археологами при раскопках некрополя Гонур-депе - столицы древней страны Маргуш. После реставрации наиболее значимые из них займут свое место вэкспозиции музея. Раритеты древнего государства, которое зарубежные ученые наряду с Мессопотамией, Египтом, Индией и Китаем считают центром мировой цивилизации, составляют ныне главную экспозицию музея.

Здесь представлены уникальнейшие предметы материальной культуры древности из драгоценных металлов, бронзы, керамики, камня и кости. Среди них - печати с неизвестными ранее зооморфными композициями, культовые жреческие топоры, косметические флаконы, зеркала, ожерелья, cерьги и браслеты.Ожидается поступление в музей и сенсационных находок ученых нынешнего года. Это первое свидетельство существования письменности на древней земле - цилиндрическая печать с клинописью, навершие посоха в виде бронзовой головы лошади и музыкальный рожок.