Ќа главную   —одержание   —ледующа€
 
ѕресс-ќбо«рение
 
 
  
 


ƒревние традиции туркмен
ќ вождизме

ќвез √ундогдыев
√азета Ќейтральный “уркменистан. 26.06.02

¬ глубокой древности у туркменского народа сложилась та модель традиционной политической культуры, в которой сформировалс€ особый институт верховной ханской власти. Ётимологически слово Ђханї восходит к слову Ђганї (кан), что в переводе с древнетюркского означает Ђкровьї, Ђкровныйї, т.е. Ђханї - это основа общины, ее кровь.
 
  
 

»спокон веков туркменские ханы поклон€лись верховному Ѕогу “аµры - всемогущему Ѕогу неба, не неба в пр€мом понимании, а небесного всадника - властелина, борозд€щего космическое пространство и охран€ющего законы туркменского народа. ѕо пон€ти€м туркмен-огузов, “аµры распор€жалс€ всем происход€щим в мире. ќн давал ханам мудрость (билге), храбрость (алп) и власть, он дарил народу ханов, наказывал согрешивших против хана. ј ханы считались земным воплощением “аµры. ѕоэтому-то они и прибавл€ли к своим титулам эпитеты Ђнеборожденныйї, Ђнебоподобныйї. ѕрав€ща€ династи€ воплощала в себе госудаpство и была частью мироздани€. Ќе случайно в “уркмено-—ельджукской империи (XI - начало XII вв.) правитель ассоциировалс€ с госудаpством, а госудаpство - с шатром, где несуща€ срединна€ основа - везирь, веревки - беги, матери€ - казии и векили и т.д.

Ќебо дарило ханам, согласно пон€ти€м средневековых туркмен, своего рода Ђцарский венецї - особую силу Ђгутї, что нашло свое отражение в именах некоторых правителей: Ђидигутї, Ђгутлугї и т.д. ¬едь правитель - источник вс€кой благости, и в его функциональные об€занности входило быть пастырем своего народа, т.е. владеть, контролировать, управл€ть, наказывать, защищать, заботитьс€, кормить, давать приют, увеличивать население. Ћицо, принадлежащее к царскому роду, считалось неприкосновенным, оно находилось под покровительством неба. ’ан €вл€лс€ гарантом благополучи€ народа и должен был обладать величием.

ќгромные личные табуны цар€, его заповедные места охоты, больша€ казна -все это свидетельствовало о богатстве народа.
ѕравители и вожди туркмен всегда сознавали, что нужно вести народ не только в бой, но и уметь устроить общество. ќсновна€ формула туркменских ханов сводилась к следующему: Ђсражатьс€ на коне -есть наше госудаpство. Ќа коне можно завоевать весь мир, но дл€ того, чтобы управл€ть им, нужно слезть с кон€ї.

ѕравитель - Ђотец подданныхї. ≈ще во времена ариев - одних из предков туркмен - царь в дни Ќовруза выходил в поле, садилс€ на трон и устраивал прием дл€ простого народа. ¬изантийский историк ѕриск ѕанийский лично видел гуннского императора јттилу (IV в.) в роли судьи, когда тот, сто€ на крыльце дворца, выслушивал жалобы. »меетс€ множество примеров того, как туркмено-сельджукские государи немедленно пресекали несправедливость, совершаемую некоторыми правител€ми областей по отношению к населению.

¬плоть до прин€ти€ туркменами-огузами ислама сакральна€ природа власти находилась под покровительством неба. ѕосле прин€ти€ ислама туркменские правители вз€ли себе, причем совершенно обоснованно, мусульманский титул султана (правитель, господин). ѕервым среди туркменских правителей этот титул носил ћахмуд √азневи. ¬последствии все туркмено-сельджукские правители носили титул султана, станов€сь доверенными лицами Ђимама правоверныхї (халифа) и Ђповелител€ми мираї. —уд€ по этому факту, мы можем говорить о традици€х, где власть основывалась на божественном предопределении.

¬еликий везирь “уркмено-—ельджукского госудаpства  авамуддин јбу јли ’асан ибн јли ибн »схак, носивший почетный титул ЂЌизам ал-мулькї (Ђѕор€док госудаpстваї), в своем выдающемс€ трактате Ђ—и€сатнамаї отмечал: Ђ¬севышний в каждую эпоху избирает одного из людей, прославл€ет и украшает его достоинствами государ€ї.

ѕо мнению академика ¬.¬.Ѕартольда, туркмены-сельджуки сумели создать идею Ђ...султана ислама как верховного правител€ всего мусульманского мира, сто€щего р€дом с халифом, религиозным главой мусульман, освещающим власть султана своим религиозным авторитетомї.

ƒо создани€ “уркмено-—ельджукской империи верховного правител€ избирали беги.  итайский источник описывал обр€д Ђкоронацииї у гек туркменов: Ђ»х государ€ сперва перед возведением на престол близкие его помощники и важные сановники усаживали на войлок и несли дев€ть кругов по солнцу. ѕри прохождении каждого круга сановники и подданные клан€лись хануї.

” туркмен-сельджуков подобный церемониал уже не практиковалс€. Ќаследником престола назначалс€ при жизни султана его сын. —уществовала особа€ церемони€ возведени€ его на престол. ÷аревича сажали на лошадь, которую вел под уздцы сам султан. ¬переди шли беги и дарили халаты и вышитые попоны участникам торжества. “ак был возрожден древнейший арийский обычай - сажание на кон€ символизировало возвышение наследника над народом, а конь при этом воплощал в себе госудаpство и народ.

ќднако обычай подн€ти€ хана (а этот титул сохран€лс€ нар€ду с новыми мусульманскими) на белой кошме продолжал бытовать на всем прот€жении туркменской истории. “уркмено-османский историк Ћютфи-паша писал, что огузские беги, сто€ вокруг избранника, трижды преклон€лись перед ним, а потом подносили ему чаши с вином и сладкими напитками.

“уркмено-сельджукские законодатели четко определ€ли место каждому чину руководства в госудаpстве. Ќапример, Ќизам ал-мульк пишет, что по воле Ѕога каждому госудаpю даютс€ помощники, чтобы Ђ...каждому (он) положил по его силе чин и место, избрал бы среди людей слуг и чел€динцев, дал бы каждому степень и положение, довер€€сь им в отношении духовных и мирских важных дел,.. когда обнаружитс€ со стороны кого-либо из слуг и чинов недостойность и своевольство, а они через наставление, совет и порицание исправ€тс€, очнутс€ от сна невежества, - то пусть такового возьмет на то же дело; если же не очнетс€, пусть не оставл€ет, а заменит его кем-либо, кто достойнее. “ех же из людей, кто, не цен€ милости, не разумеет благ безопасности и спокойстви€, в душе замышл€ет измену, про€вл€ет непослушание и дерзит, следует наказать сообразно их прегрешени€м, спросить с них по размеру их преступлени€, затем проститьї.

¬ другом месте он отмечает, что Ђ...амил€м (сборщикам налогов), которым дают должность, следует внушать, чтобы они хорошо обращались с людьми Ѕога, ѕреславного и ¬семогущего, не брали бы сверх законного налога, предъ€вл€ли бы свои требовани€ учтиво, в хорошем виде, и пока у них рука не достигнет урожа€, пусть ничего у них не требуют, т.к., если потребуют прежде времени, создадут народу невзгоды и если придут во врем€ сбора урожа€, то по необходимости они будут продавать за полдирхема, из-за этого станут лишенными всего брод€гами... Ќадо посто€нно разузнавать о делах амилей (амиль - очень высокий чиновник, подчин€ющийс€ только везирю - ќ.√.). ≈сли у них все идет так, как мы упоминали, пусть должность будет сохранена за ними, а если нет, следует заменить их достойными лицами. ≈сли он возьмет у людей что-либо лишнее, следует это у него отн€ть и возвратить обратно люд€м, а если у него есть что-либо из имущества, пусть возьмут дл€ примера другим, дабы не чинили своеволи€.

ƒругой раздел: следует также разузнавать о делах везирей, ведут ли они дела подобающим образом или нет, так как благо и злополучие государ€ и его госудаpства св€заны с везирем. ¬езирь (советник правител€ -ќ.√.) хорошего поведени€ и рассудительности - госудаpство благополучно, войско и народ спокойны, зажиточны, а сам государь - со спокойным сердцем, а когда плохого поведени€ - в госудаpстве порождаетс€ така€ разруха, что нельз€ сказать...ї.

ѕримерно то же самое о руководител€х госудаpства говорит ”нсур-ал-маали  ейковус, написавший свое этико-дидактическое произведение Ђ овуснамаї в 1082 г., т.е. в эпоху туркмено-сельджукского султана ћ€лик-шаха. Ѕудучи сам по материнской линии из потомков туркменского султана ћахмуда √азневи, он наставл€ет своего сына: Ђ«най, о сын, что если станет так, что попадешь ты в везири, то умей отчитыватьс€, разбирайс€ в делах и народах. ”мей хорошо вести дела, с повелител€ми своими будь правдив, воздавай должное благодетелю своему. Ќе желай все (забрать) себе, ибо говор€т: кто желает всего, тот все и утратит. ¬сего тебе не дадут. ≈сли на врем€ тебе и дадут, то потом с теб€ стребуют. ≈сли вначале (малое) спуст€т, то потом не спуст€тї.

ƒалее  ейковус советует сыну (в случае, если тот станет правителем): Ђ—лужбу давай сообразно (способност€м) человека. Ќо когда даешь слуге (т.е. чиновнику) какую-нибудь службу, то хорошенько присмотрись и дай ему службу подобающую. “ому же, кто службы не достоин, ничего не поручай. Ќапример, тому, кто годитс€ в виночерпии, должность фарраша не давай, а того, кто годитс€ в казначеи, не делай хаджибом. Ќе вс€кое дело можно поручить любому человеку, ибо говор€т: дл€ каждой должности - свои людиї.

јвтор XIII в. Ўариф ћубаракшах, по материнской линии также происход€щий из туркмен-газневидов, приводит следующий хадис ѕророка ћухаммеда: Ђ аждый, кто будет эмиром над четырьм€ мусульманами, прибудет в день страшного суда со св€занными руками и с железными оковами на шее. ≈сли на свете он совершил справедливость, то она придет, освободит руки от пут и шею от железного ошейника и уведет его в рай. ј если он совершал несправедливость, то насилие уведет его в адї.

ћубаракшах даже разработал некий стандартный образ руководителей госудаpства. ѕеречисл€€ физические данные и другие качества, которыми должны были обладать высшие чины, он пишет: Ђќни непременно должны быть высоконравственными, не бо€щимис€ риска, при€тными на вид, достаточно высокого роста, из€щно одетыми, безупречной веры, с при€тным характером, обходительными, щедрыми, уверенными в суждени€х, сладкоречивыми, осторожными в делах, правдивыми в общении, с развитым тактом; в делах госудаpственных они должны быть проницательными и решительными, мужественными, отважными; про€вл€ть твердость, обходительность, покорность властителю, великодушие,.. должны быть немстительными, милосердными, веселыми, миротворцами, богобо€зненными, опытными советчиками,.. положено рано вставать, совершать намаз, быть знатоками шариата, законоведами, обладать сильным духом, большой мудростью и душевностью; быть начитанными, златоустами, иметь красивый почерк, уметь вести счет секретар€м, лекар€м, астрологам, знатокам аруза; быть принципиальными, выносливыми, терпеливыми, находчивыми; уметь выполн€ть функции полководцев; обладать такой мудростью, чтобы философские слова јристотел€ и Ѕузургмихра оставались в их пам€ти на всю жизньї.

÷ари и вожди туркмен (беги, сердары, родовые ханы) €вл€лись оплотом народа, его опорой. јрабский историк XII в. ал - »дриси писал о туркменах: Ђќни управл€ютс€ вожд€ми, ... под наблюдением и защитой которых они живут и к которым обращаютс€ со всеми имеющимис€ трудност€ми. »х кн€зь€ воинственны, предусмотрительны, непреклонны, справедливы и благонравныї.

—ам уклад жизни туркмен создавал те услови€, при которых должностным лицам невозможно было совершить какую-нибудь несправедливость по отношению к населению. ќбщество не допускало к власти проходимцев. „асто приходитс€ слышать о том, что у туркмен в XIX в. не было никакого управлени€, каждый был сам себе хоз€ином. Ђќтсутствие властиї у туркмен, отмечавшеес€ в отчетах европейских авторов, не должно пониматьс€ впр€мую. ƒело в том, что иностранец встречал совершенно иные принципы управлени€, неизвестные европейской политической модели.

Ќапример, совет старейшин, который выполн€л роль хранителей обычного права (адата) туркмен. —праведливости ради надо отметить, что опытные исследователи вы€вл€ли именно особенность модели туркменского общества: предводитель, избираемый народным собранием; совет старейшин, регулирующий взаимоотношени€ в обществе.

¬ 1850 г. ».‘.Ѕларамберг, исследующий восточный берег  аспийского мор€, писал о главах отдельных родов, что Ђ... они избираютс€ всем племенем и притом из старших и опытнейших людейї.  онечно, не всегда биологический возраст €вл€лс€ единственным условием дл€ выдвижени€. »меютс€ случаи, когда во главе рода или племени становилс€ совершенно молодой, но очень €ркий по своим личным качествам человек.

»звестно, что легендарный  еймир  ер бег “уркмен был совсем мальчиком, когда плем€ избрало его Ђаксакаломї, причем именно за его рассудительность, мудрость, необыкновенную отвагу. ѕожалуй, одним из самых действенных механизмов самоуправлени€ общины был и продолжает оставатьс€ институт общественного мнени€. Ћюбой руководитель в обществе сразу становилс€ предметом обсуждени€. ≈му не прощалось то, что было прощаемо обычному мир€нину. —трогой регламентации подвергались внешний вид, манера поведени€, моральные качества. Ќарод презирал жалких выдвиженцев, и хан вынужден был отстран€ть таких людей от должностей.

¬ услови€х новой политической модели современного туркменского общества есть положительные моменты в управлении госудаpством наших предков, они нашли свое продолжение в сохранении и крепкой президентской власти, —овете старейшин и институте общественного мнени€.



 
  
 


Ёликсир бессмерти€
»стори€ ча€

ќвез √ундогдыев
√азета Ќейтральный “уркменистан. 04.07.02

¬о всей јзии и ≈вропе не сыскать человека, который бы не пил чай - великолепный напиток, дарующий здоровье и долголетие. Ќе случайно искатели Ђэликсира бессмерти€ї его важнейшим составным элементом считали чай.ѕо своей попул€рности чай превосходит все известные на сегодн€шний день напитки. ≈го пьют днем и вечером, летом и зимой люди всех возрастов.
 
  
 

“ак чем же обусловлена така€ попул€рность ча€? ƒл€ того, чтобы ответить на этот и другие вопросы, совершим небольшой экскурс в историю. ак считают специалисты, родиной чайного растени€ €вл€етс€ ёго-¬осточна€ јзи€. ќднако родиной ча€ как напитка стал  итай, где он употребл€лс€ уже в III тыс. до н.э. ќдна из китайских легенд гласит, что впервые заметили целебные свойства чайного дерева пастухи. ќни увидели, как те козы, которые ели листь€ какого-то вечнозеленого дерева, становились намного крепче и резвее. ѕастухи решили отварить листь€ этого растени€ и выпить.

јроматный напиток им понравилс€, ведь он снимал усталость и хорошо утол€л жажду. “ак был открыт чай, который быстро завоевал попул€рность среди императоров и аристократии. Ќо обиходным напитком он стал лишь спуст€ столети€, в IX-X вв., почти одновременно станов€сь национальным напитком  ита€ и его соседей - гек туркменов, монголов, маньчжуров и др.

»нтересно, что слово Ђчайї не употребл€етс€ в древних китайских сочинени€х. “ам фигурируют совсем другие его названи€ - Ђтойї, Ђтсеї, Ђкхаї, Ђчунгї, Ђмингї. Ћишь в IV в. нашей эры специалисты вы€вили, что наилучший напиток получаетс€ из самых молодых листочков. —лово Ђчаї и значит в переводе с китайского Ђмолодой листокї, а его производное Ђча-иї - Ђсухой чайї и сам Ђчай -напитокї. ¬от это слово и стало общеупотребительным дл€ многих народов мира. »з самых нежных верхних листочков побега чайного растени€, покрытых серебристыми волосками, китайцы получали особо ценные сорта ча€, называемые Ђбайховымиї (Ђбай-хоаї - Ђбела€ ресничкаї).

„айный куст - родственник камелии €понской, и живет он больше ста лет. ¬ диком виде куст превращаетс€ в дерево и может достичь высоты 17-18 м. Ќо китайцы культивировали это растение и заставили его служить на благо всего человечества. ’вала и честь им за это!

ƒревние китайцы возвели чай в ранг божественного напитка. ќдин из их манускриптов гласит: Ђ„ай усиливает дух, см€гчает сердце, удал€ет усталость, пробуждает мысль и не позвол€ет поселитьс€ лени, облегчает и освежает тело и про€сн€ет восприимчивость... —ладкий покой, который ты обретешь от употреблени€ этого напитка, можно ощущать, но описать невозможно... ѕей медленно этот чудесный напиток, и ты почувствуешь себ€ в силах боротьс€ с теми заботами, которые обыкновенно удручают нашу жизньї.

ј вот что писал китайский поэт древности Ћо “унг об Ђэликсире бессмерти€ї: Ђѕерва€ чашка увлажн€ет мои губы и горло; втора€ уничтожает мое одиночество; треть€ исследует мои сухие внутренности, чтобы найти в них п€ть тыс€ч томов странных знаков; четверта€ чашка вызывает легкую испарину - все печали жизни уход€т через поры; с п€той чашки € чувствую себ€ очищенным; шеста€ возносит мен€ в царство бессмерти€; седьма€... ах, но € уже больше не могу... я чувствую лишь дыхание прохладного ветра, которое поднимаетс€ в моих рукавахї.

√овор€т, что император  иенг Ћонг сочинил поэму о чае и заставил написать ее на всех фарфоровых чашках, а поэт Ћу ¬у (VIII в.) написал даже трехтомный трактат о чае Ђ„акингї (Ђ—в€щенное писание о чаеї). ¬  итае даже возникло в XV в. религиозно-философское течение Ђтиизмї, основа которого - поклонение прекрасному посредством чаепити€.

¬ раннем средневековье чай по€вл€етс€ и в —редней јзии, куда его по ¬еликому Ўелковому пути доставл€ли китайские купцы вместе с шелком, порохом, фарфором и др. товарами. »звестный хорасанский автор средневековь€ ћухаммед јуфи в книге Ђ—обрание рассказов и си€ние преданийї приводит легенду, согласно которой могучий волшебник јхтай, восседающий на вершине горы ’ара, подарил старому правителю ’усейну сухие листь€ ча€, дабы сыновь€ его перестали враждовать между собой. Ђ«аваришь его (чай. - ќ. √.), -молвил јхтай, - напоишь сыновей, и воцаритс€ мир в твоем доме, погибнут враги твоиї.

ќ том, что в средние века чаепитие широко распространилось в “уркменистане и других странах —редней јзии, говорит, хот€ бы, находка, напоминающа€ по форме современный чайник (см.рисунок).

Ётот чайник имеет шарообразную форму (высота - 155 мм, вес - 1535 г, диаметр тулова - 146 мм) и изготовлен из цельнопиленого куска тальковой породы среднеазиатского происхождени€. ƒело в том, что тальковый камень, легко поддающийс€ обработке, обладает жаростойкими свойствами и из него вырезали даже котлы, ковши, украшени€, светильники и т.д.

ќбнаруженный сосуд, украшенный орнаментом с растительными, зооморфными и ковровыми мотивами, €вл€етс€ пока единственной подобного рода находкой. „айник был найден в мавзолее —ултан ¬ейис-баба ( аракалпакстан) и датируетс€ XII - началом XIII вв., т.е. тем временем, когда почти вс€ территори€ —редней јзии входила в состав  ун€ургенчского госудаpства туркмен.

„ай, особенно зеленый, €вл€етс€ отличным терморегул€тором тела. Ќе случайно туркмены потребл€ют его в большом количестве. ¬от что по этому поводу говорит немецкий этнограф –ихард  арутц, побывавший в первом дес€тилетии XX в. у туркмен и казахов ћангышлака. — удивлением отмеча€ неверо€тное по количеству потребление местными жител€ми ча€ (а именно, от семи до дес€ти стаканов утром, днем и вечером), он пишет: Ђ...—сылка на полезность ча€ €вл€лась таким извинительным мотивом.

¬ последнем сомневатьс€ действительно не приходилось, и люди были правы, когда говорили: Ђ—егодн€ нужно выпить побольше чаю, очень жаркої; люди там знают, что в жару полезна транспираци€, и что это умер€ет жажду; они сознательно выпивают такие количества этого привозного продукта, как в старину они выпивали с той же целью такие же количества гор€чей воды с распущенным в ней салом. Ќа мне чай отзывалс€ всегда отлично, и мне не удавалось лучше утолить жажду, как выпив несколько стаканов чаю, и € нахожу, что холодна€ вода, молоко или пиво никогда не утол€ют вполне жажды и не разливают по всему телу такого интенсивного при€тного ощущени€, как гор€чий чай. я снова испытал это на ћангышлаке, где при температурах до 40 и 50 градусов кожа была посто€нно покрыта испариной, и чем больше пота выгон€лось чаем, тем меньше ощущалась жара. —ледовало бы и дл€ наших войск взвесить всю важность потреблени€ ча€ во времена летних маневров и в походахї.

»нтересно, что если у большинства туркмен предпочтение отдаетс€ зеленому чаю, то на западе нашей страны больше пили ЂsШІtli gara °aІї (Ђчерный чай с молокомї), т.е. добавл€ли в свежее верблюжье молоко черный чай. ј вот у сарыков ћарыйского вела€та было прин€то готовить из молока верблюдицы первого удо€ своеобразный напиток - Ђшир чайї. ¬ молоко добавл€ли по вкусу зеленый чай и немного курдючного сала и раздавали сосед€м.

“уркмены всегда были большими любител€ми зеленого ча€. ¬ конце XIX - начале XX вв. јшхабад €вл€лс€ важным торговым центром, откуда из Ѕухары, ’ивы и ѕерсии переправл€лись товары в –оссию, в том числе большие партии зеленого ча€.

–усский исследователь ≈.ћарков, совершивший в конце XIX в. поездку в “уркменистан, писал: ЂЅазары - это обычный всенародный клуб восточного человека, где он видитс€ со всеми, с кем ему нужно и не нужно, где он узнает все новости дн€, от политических событий далеких царств до последней сплетни какой-нибудь степной кибитки. Ѕез базаров жизнь была бы не в жизнь... ќттого кухоньки, чайные лавки, продажи сластей - тут на каждом шагу, пр€мо на открытом воздухе, под сенью разбитых шатров, под тенью дерева, но всегда, однако, на коврике, на войлочке или на дерев€нных низеньких подмостках, вроде широчайших кроватей на коротеньких ножках.

÷елыми дес€тками усаживаютс€ р€дком в тени от солнышка полосатые халаты и не спеша пот€гивают из больших фарфоровых чашек без блюдцев, величиною с наши обыкновенные полоскательные чашки, неизобразительно жидкий, но вместе с тем и неизбежно дешевый зеленый чай, который в громадных количествах привозитс€ дл€ туземного потреблени€ перси€нами из »ндии...

„ай сделалс€ до того необходимым ежедневным напитком степного азиатца, что и туркмен, и сарт, и киргиз, и калмык - в дороге нос€т на по€се в числе важнейших путевых принадлежностей кожаный круглый футл€р с чайною чашкой, одинаково удобною дл€ воды и дл€ ча€. Ћавочки-палатки мервского базара наполнены этими грубо разукрашенными футл€рами из красной бараньей кожи грошовой цены. Ќет ни одного глухого аула в “уркмении, ни одного мелкого кишлака в Ѕухаре или  окане, где бы не было у проезжей дороги хот€ какого-нибудь злосчастного чайхане, чайной лавочки. ћечети бывают нередко пусты, но никогда вы не встретите в јзии чайхане, где бы в каждую минуту дн€, с утра до глубокой ночи, - какой-нибудь правоверный мусульманин не утешалс€ бесконечно долгим питьем своего зеленого ча€.

Ќаше русское чаепитие, считающеес€ чуть не прирожденным национальным свойством истинно русского человека, безо вс€кого сомнени€, проникло к нам уже через посредство азиатского кочевника, как и многое другое в нашем домашнем быту, а от нас заразило мало-по-малу и всю ≈вропуї.

ƒа, туркмены и на фронтах 1-й и 2-й мировых войн не обходились без зеленого ча€. Ќапример, всадники “екинского конного полка, участвовавшие в 1914-1917 гг. в 1-й мировой войне, посто€нно получали с родины посылки с зеленым чаем. ¬от одно из писем с фронта за февраль 1916 г. на адрес ƒамского комитета в јсхабаде: Ђ“уркменский конный полк приносит комитету глубокую благодарность за щедрые подарки, доставленные полку... ѕодарки состо€ли из двух пудов (1 пуд - 16 кг. - ќ.√.) двадцати п€ти фунтов зеленого ча€ и двух пудов сахарных леденцов местного изготовлени€ї.
ј джигит этого полка ’ыдыргулы ёсуп-оглы восторженно отметил это событие в стихах: ЂЌам с –одины чай и набат прислали; бодры и живы туркмены...ї

Ђѕей чай - удовольствие получай!ї - гласит туркменска€ поговорка. Ћучших слов и не придумаешь. Ќо € бы к этому еще добавил: Ђ» здоровье получай!ї
—овременные исследовани€ показали, что в чае содержатс€ почти все известные витамины - –, — (в зеленом чае в 10 раз больше, чем в черном), ¬1, ¬2, ––,   и т.д. —одержаща€с€ в чае глютаминова€ аминокислота способствует восстановлению истощенной нервной системы, фосфорные соединени€ питают нервные ткани, железистые соединени€ способствуют образованию гемоглобина и формированию кров€ных телец, фтор предохран€ет от болезней зубов, йод боретс€ со склерозом, теобромин оказывает антигипертоническое действие на организм, пектины предохран€ют от желудочно-кишечных болезней, а магний, калий, натрий, кремний, медь, кальций, золото и другие микроэлементы этого целебного напитка дают необходимое питание ткан€м организма.

 ислоты (лимонна€, €блочна€, щавелева€ и др.) и белки повышают пищевую и диетическую полезность ча€. ÷елебными свойствами обладают содержащиес€ в чае танин, теобромин, теофиллин, кофеин, эфирные масла. ѕрепараты из катехинов чайного листа быстро излечивают при повышенной хрупкости капилл€ров, оказывают антимикробное действие на дизентерийные, тифопаратифозные и кокковые бактерии. ј чайный танин не только способствует нормальному действию пищеварительного тракта, но и, как установили €понские ученые, танин зеленого ча€ поглощает и выводит из организма радиоактивный стронций-90, предупрежда€ развитие лучевой болезни и белокрови€. ѕоследнее обсто€тельство в услови€х повышенной солнечной активности в нашей стране имеет дл€ нас немаловажное значение.

¬севозможные препараты, настои, отвары, экстракты зеленого ча€ примен€ютс€ при лечении многих заболеваний, поражений лучами –ентгена, лучевой болезни, солнечного удара и др. ¬идимо, трудно назвать какую-нибудь жизненно важную функцию человеческого организма, которой не содействовал бы чай. Ёто - целый букет ценнейших лекарственных, диетических и вкусовых веществ. „ай может конкурировать со свежими овощами и фруктами по своим ценным качествам. Ѕританские медики пришли к выводу, что чай защищает организм от рака.

√рузинский ученый ћ.ƒ.ƒавиташвили в своей статье ЂЋюбите ли вы чай?ї приводит несколько способов приготовлени€ ча€, св€занных с китайскими династи€ми “ан, —ун и ћин. ¬едь не секрет, что только правильно заваренный чай даст неповторимый аромат и сохранит полезные свойства. ƒл€ этого нужна м€гка€ вода без избытка солей. ¬оду эту нужно снимать с огн€ тогда, когда она побелеет от массы поднимающихс€ со дна пузырьков, а не тогда, когда уже все забурлит. ƒважды кип€чена€ вода не годитс€ дл€ ча€, она уничтожает чайный букет и накапливает вредную дл€ организма т€желую воду. Ќе стоит разбавл€ть чай кип€тком, посто€нно его долива€ и укутывать теплом чайник, ибо чай запреет. Ћучший чайник - фарфоровый.

ѕеред заваркой посуду нужно обдать кип€тком и укрыть легкой салфеткой отверсти€. „ай портитс€, если находитс€ р€дом с продуктами, ведь он впитывает все запахи. Ќельз€ и долго настаивать чай, в нем накапливаютс€ вредные вещества, такие, как, например, алкалоид гуанин. ј тот, кто хочет испытать насто€щее удовольствие от ча€, должен пить его в чистом виде, не примешива€ никаких сладостей. ѕричем сахар в чае разрушает витамины.
≈сть и некоторые ограничени€ в потреблении ча€. ѕри его чрезвычайно большом потреблении может наступить бессонница, да и при повышенном внутриглазном давлении не рекомендуетс€ пить сильно крепкий чай. ¬сего должно быть в меру.

»нтересный рецепт зеленого ча€, употребл€емого в лечебных цел€х, дает доктор медицинских наук ё.«ахаров. „тобы сохранить все целебные свойства ча€, он рекомендует заливать сначала чайник с заваркой кип€тком (1 столова€ ложка на стакан кип€тка). „ерез одну минуту воду следует слить, а заварку залить новым кип€тком. “акой чай пьетс€ без вс€ких сладостей до еды.

—отни, а может и тыс€чи статей и книг посв€щены чаю - этому напитку здоровь€, сохран€ющему, по определению ‘ридриха Ќицше, Ђ€сность умаї. „ай - символ гостеприимства. “рудно найти в “уркменистане семью, где бы вошедшему в дом гостю не предложили чай. Ђ„ай - это при€тное без излишества, уникально ценное без дороговизны, это естественность и гармони€, гостеприимство и миролюбиеї, - так писал в своей Ђ ниге о чаеї €понский искусствовед  акудзо ќкакура. Ќельз€ с ним не согласитьс€, ведь этот чудодейственный напиток - насто€щий Ђэликсир бессмерти€ї.